См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2010 г. N Ф07-10404/2010 по делу N А42-9639/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Касымовой Н.Д. (доверенность от 02.09.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2010 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А42-9639/2009,
установил
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: Ленинградская область, город Гатчина, ул. Соборная, дом 31, ОГРН - 1047855175785) в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" Колэнерго") (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области (далее - Инспекция) в регистрации самоходной техники - транспортера ТТМ-5 1981 года выпуска, заводской номер машины (рамы) 68110052Б, двигатель N 678965, коробка передач N 8109064Б.
Решением суда от 25.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2010 решение и постановление судов отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
При новом рассмотрении решением суда от 22.12.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Инспекция о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 25.01.2007 N 22/01-07 открытое акционерное общество "Колэнерго" (далее - ОАО "Колэнерго") приобрело у общества с ограниченной ответственностью ПРП "Энергоспецмонтаж" плавающий снегоболотоход МТЛБ.
На основании решения общего собрания акционеров от 24.12.2007 ОАО "Колэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к Обществу.
Общество 01.02.2008 обратилось в Инспекцию для государственной регистрации приобретенного плавающего снегоболотохода МТЛБ. Инспекция отказала Обществу в регистрации транспортного средства в связи с тем, что все отпечатанные в паспорте самоходной машины (далее - ПСМ) данные по агрегатам не соответствуют фактическим.
После устранения недостатков Общество вновь обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации вышеуказанного транспортного средства. Инспекция 07.10.2009 отказала в регистрации транспортного средства в связи с отсутствием в ПСМ записи о том, что заявитель является собственником, владельцем машины.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление N 460) с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2.8.6.2 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации от 16.01.1995 (далее - Правила), предусмотрено, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в пункте 2.8.6.1 настоящих Правил.
Пунктом 2.8.6.1 этих Правил установлено, что документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
В соответствии с пунктом 3.22 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995 и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте), раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.
Согласно пункту 2.6 Положения о паспорте самоходной машины в справках - счетах и других документах, подтверждающих право собственности на машину, указываются серия и номер выдаваемого или передаваемого паспорта.
Из материалов дела следует, что Общество представило в регистрирующий орган совместно с заявлением паспорт самоходной машины серии ТС N 305761; договор купли-продажи от 25.01.2007 N 22/01-07, счет-фактуру от 10.04.2007 N 22-/01/07; товарную накладную от 10.04.2007 N 22-01/07; акт приема-передачи объекта основных средств от 17.04.2007 N 715.
Суды установили, что Обществом представлены в Инспекцию не все документы, перечисленные в пункте 2.8.6.1 Правил. Также судами сделан вывод, что представленные Обществом документы содержат противоречивые сведения о заявленном к регистрации транспортном средстве.
Так суды указали, что заявление подано на регистрацию транспортера ТТМ-5. На эту же технику выдан паспорт самоходной машины. Однако в договоре купли-продажи от 25.01.2007, спецификации, являющейся приложением к договору, товарной накладной от 10.04.2007, счете-фактуре от 10.04.2007 и платежном поручении от 13.04.2007 N 02445 транспортер ТТМ-5 в качестве купленной машины не указан. Во всех этих документах значится "плавающий снегоболотоход МТЛБ" без указания заводского номера машины (рамы), двигателя и коробки передач.
Кроме того, судами установлено, что в нарушение пункта 2.6 Положения о паспорте самоходной машины договор купли-продажи не содержит номера и серии ПСМ, номера машины и ее агрегатов.
Также судами установлено, что в предъявленном для регистрации паспорте самоходной машины владельцем указано ООО "АВТО МОСТ", а не Общество.
Необоснованным является довод Общества о предоставлении им Инспекции полного пакета документов, поскольку из материалов дела следует, что Обществом не были представлены указанные в качестве обязательных выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
Также не принимается судом довод Общества о том, что транспортер ТТМ-5 и "плавающий снегоболотоход МТЛБ" являются одним и тем же транспортным средством, поскольку Обществом таких доказательств не представлено. Не представлено Обществом и доказательств правомерности отсутствия в паспорте самоходной машины сведений о том, что Общество является ее собственником.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доводы Общества направлены на установление иных фактических обстоятельств и переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для регистрации самоходной техники - транспортера ТТМ-5.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А42-9639/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.