Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
при участии от ОАО "33 судоремонтный завод" Шишкина П. С. (доверенность от 11.07.2011),
рассмотрев 01.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "33 судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2010 (судья Лобанова Е. А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-6902/2010,
установил
Открытое акционерное общество "33 судоремонтный завод" (далее - ОАО "33 СРЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" (далее - администрация МО городское поселение "Город Балтийск", Администрация) об обязании в течение 30 дней с момента вступления судебного решения в законную силу принять в муниципальную собственность муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" объекты коммунально-бытового обслуживания (общежития), расположенные в г. Балтийске по следующим адресам: ул. Штурманская, д. 9, ул. Кошечкова, д. 5 и ул. Мостовая, д. 6.
Определением суда от 14.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее - ТУ ФАУГИ).
Решением суда от 23.11.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.04.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что суд не принял во внимание, что предметом рассмотрения по настоящему делу является механизм исполнения требования специальных норм права, регламентирующих порядок передачи имущества при реорганизации федерального государственного предприятия, а именно пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем с предложением осуществить передачу зданий общежитий, не вошедших в приватизационную массу завода, из федеральной собственности в муниципальную собственность, выступили совместно ОАО "33 СРЗ" и ТУ ФАУГИ, что подтверждается письмами от 22.02.2008 N 16-1/602 и от 12.04.2010 N 619; администрация муниципального образования неоднократно высказывала согласие и готовность осуществить прием зданий общежитий, направляя в адрес завода и ТУ ФАУГИ запросы о предоставлении необходимых документов на указанные объекты (письма от 17.03.2010 N 430 и от 17.09.2009 N 3227); судом не принято во внимание возможное ограничение волеизъявления органа местного самоуправления при принятии решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность ввиду необходимости защиты конституционных ценностей, связанных с реализацией гражданами, проживающими в общежитиях, гарантий, предусмотренных статьей 40 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации; суд не учёл, что спорное имущество не может находиться в федеральной собственности в силу прямого указания закона - Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; со стороны суда не получило соответствующую оценку распоряжение ТУ ФАУГИ от 23.07.2008 N 670-р "Об условиях приватизации ФГУП "33СРЗ" МО РФ".
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что не были представлены передаточные акты, подписанные уполномоченным лицом, осуществляющим передачу имущества, и указывает, что в адрес администрации направлялись приёмопередаточные акты от 12.11.2009 N 1-1771 и от 22.07.2010 N 1-959, которые не нашли своего удовлетворения; на основании определения апелляционного суда акты были направлены в адрес администрации 18.03.2011, исходящий N 1096, и были получены администрацией, которая направила возражение от 01.04.2011 N 929.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель ОАО "33 СРЗ" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 25.01.2010 N N 21/128, 21/129 и 21/130 здания общежитий, расположенные в г. Балтийске по ул. Штурманская, д. 9, ул. Мостовая, д. 6 и ул. Кочешкова, д. 15, являются собственностью Российской Федерации.
ТУ ФАУГИ издано распоряжение от 27.05.2008 N 496-р о закреплении указанных объектов на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "33 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих осуществление государственной регистрации права оперативного управления предприятия на данные объекты недвижимости, в деле не имеется.
Как следует из распоряжения ТУ ФАУФИ от 23.07.2008 N 670-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "33 судоремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации" предприятие приватизировано путем преобразования в ОАО "33 СРЗ" с уставным капиталом 88 407 000 руб. Утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия согласно приложению N 1 и перечень объектов, не подлежащих приватизации, согласно приложению N 2.
В перечень объектов, не подлежащих приватизации, включены упомянутые общежития, подлежащие передаче в муниципальную собственность.
Полагая, что распоряжение ТУ ФАУФИ от 23.07.2008 N 670-р является решением уполномоченного органа о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, ОАО "33 СРЗ" предложило Администрации принять имущество в установленном порядке. Поскольку имущество не принято ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и пришли к выводу о том, что установленный порядок передачи имущества не соблюден, в связи с чем оснований для обязания администрации муниципального образования принять упомянутое имущество в муниципальную собственность не имеется. Суды сослались на то, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ТУ ФАУГИ обращалось в орган, уполномоченный решать вопросы приема имущества в собственность муниципального образования, и направляло передаточный акт, подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, утвержденный в установленном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Суды пришли к обоснованному выводу о том, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования не соблюден и по этим основаниям отказали в удовлетворении требований.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность. Согласно установленному порядку находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Материалами дела не подтверждается, что до обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, соответствующим образом оформленный передаточный акт был направлен в орган местного самоуправления. Таким образом, сделанный судами вывод о том, что установленный законом порядок передачи спорного имущества не соблюден, является правомерным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А21-6902/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "33 судоремонтный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.