12 сентября 2014 г. |
Дело N А13-10157/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Боголюбовой Е.В. и Власовой М.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. (доверенность от 17.09.2012), от закрытого акционерного общества "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" Ганичевой О.С. (доверенность от 14.02.2014 N 903) и Мухиной О.С. (доверенность от 04.06.2014 N 942),
рассмотрев 11.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.04.2014 (судья Курпанова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-10157/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат", место нахождения: 162604, Вологодская обл., г. Череповец, Проезжая ул., д. 4, ОГРН 1023501239618, ИНН 3528006408 (далее - ЗАО "ЧФМК"), о взыскании 503 502,23 руб. платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
Решением от 09.04.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ЗАО "ЧФМК", просит решение от 09.04.2014 и постановление от 18.06.2014 отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на следующее:
- истцом при расчете платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования необоснованно применены тарифы, установленные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" (далее - Тарифное руководство N 2), поскольку договор о порядке расчетов за транспортные услуги от 12.01.2009 N 4Р22-0029/09 (далее - договор N 4Р22-0029/09) не содержит ссылки на его применение к отношениям сторон;
- ОАО "РЖД" фактически заявлена ко взысканию плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, размеры которой определяются в соответствии с тарифным руководством N 1 "Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемой российскими железными дорогами", утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5. Однако договором N 4Р22-0029/09 не предусмотрено оказание ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности, в том числе в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования. Указанные услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры, однако ЗАО "ЧФМК" не является ни владельцем инфраструктуры общего пользования, ни перевозчиком, а по отношению к спорным вагонам значится грузополучателем, в связи с чем не может выступать стороной такого договора, а, следовательно, нести бремя указанных расходов;
- размер платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования подлежит государственному регулированию, а потому договор N 4Р22-0029/09 в части его пункта 2.1.10, устанавливающего размер этой платы, является ничтожным и не подлежащим применению к отношениям сторон;
- пункт 2.2.2 договора N 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2011 N 5 (далее - соглашение N 5), обязывающий ОАО "РЖД" указывать в заключаемых договорах на организацию и/или осуществление перевозок, что к отношения сторон по расчетам применяются положения договора N 4Р22-0029/09, не применяется к отношениям сторон по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "ЧФМК" по ст. Череповец-1 Северной ж.д. от 31.12.2008 N 4-58 (далее - договор N 4-58);
- договор N 4-58, регулирующий отношения по подаче и уборке вагонов на путь необщего пользования ЗАО "ЧФМК" и их оплате, не предусматривает ни плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, ни отдельную плату за услуги по предоставлению железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них вагонов в течение времени ожидания их подачи на путь необщего пользования, поскольку услуга по подаче и уборке вагонов на путь необщего пользования ответчика не может быть оказана истцом без использования им пути общего пользования;
- перевозчик был обязан подавать вагоны под погрузку в календарные даты, согласованные ОАО "РЖД" и ЗАО "ЧФМК" в заявках формы ГУ-12, в связи с чем досрочная доставка ответчику порожных вагонов ранее даты указанной в такой заявке и последующее начисление истцом платы за нахождение вагонов на путях общего пользования с даты подачи до даты, указанной в заявке формы ГУ-12, является злоупотреблением правом;
- акты общей формы составлены истцом в одностороннем порядке, не содержат сведений о сроках подачи порожних вагонов под выгрузку в соответствии с заявкой формы ГУ-12 и причин задержки подачи вагонов, а также о количестве вагонов, находящихся на грузовых фронтах пути необщего пользования;
- судами не принято во внимание, что истцом допущены нарушения сроков подачи вагонов и их количества, указанных в заявках формы ГУ-12.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД", ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 18.06.2014 и постановление от 18.06.2014 оставить без изменения.
В судебном заседании представители ЗАО "ЧФМК" поддержали кассационную жалобу, представитель ОАО "РЖД" возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
На основании заключенного с ОАО "РЖД" (перевозчиком) договора N 4-58 ЗАО "ЧФМК" (владелец) осуществляет эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 18-му пути станции Череповец-1 через стрелку N 77 и обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Договором N 4-58 определено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и их возврат производится круглосуточно на основании уведомления владельца, поданного перевозчику не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи (параграф 5).
Параграфом 9 договора N 4-58 установлено, что при задержке приема или отправления собственных и арендованных вагонов владелец уплачивает перевозчику плату за время нахождения указанных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в Тарифном руководстве N 2.
ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "ЧФМК" (плательщик) также заключили договор N 4Р22-0029/09, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой за оказываемые плательщику услуги по перевозке грузов во всех видах сообщений, дополнительные услуги (работы), связанные с перевозкой грузов, в том числе услуги (работы), цены на которые не указаны в Тарифных руководствах.
Согласно пункту 3.4.6 договора N 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения от 01.11.2010 N 3 (далее - соглашение N 3) плательщик обязан осуществлять оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам не зависящим от перевозчика, в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9, 10 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 2.1.10 договора N 4Р22-0029/09 в редакции соглашения N 5, вступившего в силу с 01.01.2012, предусмотрено, что в случае задержки не принадлежащих перевозчику вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ЗАО "ЧФМК", являющегося грузополучателем, (например занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), ОАО "РЖД" взимает плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере, определенном в приложении N 3 к договору N 4Р22-0029/09. В случае нарушения ЗАО "ЧФМК", являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от ЗАО "ЧФМК" (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с последнего взимается плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к договору N 4Р22-0029/09. Размер указанной платы может быть изменен ОАО "РЖД" с уведомлением ЗАО "ЧФМК", которое является неотъемлемой частью договора N 4Р22-0029/09.
ОАО "РЖД" 28.12.2012 направило ЗАО "ЧМФК" уведомление N 1092 об увеличении с 01.01.2013 договорных ставок за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования на 7%.
Как следует из актов общей формы, от подписи которых представитель ответчика отказался, и подписанных сторонами ведомостей подачи и уборки вагонов, в марте 2013 года в адрес ответчика прибыли не принадлежащие ОАО "РЖД" вагоны, которые были задержаны в подаче по причине занятости фронта погрузки.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 2.1.10 договора N 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения N 5 и уведомлением от 28.12.2012 N 1092 начислило плату в размере 503 502,23 руб.
В связи с тем, что ЗАО "ЧФМК" не уплатило указанную сумму, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 Тарифного руководства N 2 за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Вместе с тем в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора.
Поэтому изложенное не исключает возможности взыскания в пользу перевозчика платы за пользование не принадлежащими ему вагонами, контейнерами за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, при наличии соглашения сторон о размере такой платы.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
В данном случае в пункте 2.1.10 договора N 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения N 5 стороны согласовали условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования и право последнего на одностороннее изменение ее размера.
Размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования определен в приложении N 3 к договору N 4Р22-0029/09 в редакции соглашения N 5 и проиндексирован ОАО "РЖД" на 2013 г.
При этом определение такой платы исходя из размера платы, установленного Тарифным руководством N 2, не свидетельствует о том, что внесение этой платы осуществляется в соответствии со статьей 39 Устава и подлежит тарифному регулированию.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, в том числе акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов, отсутствие оформленных ответчиком надлежащим образом возражений на акты общей формы, пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "РЖД" доказало нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика.
С учетом изложенного, суд первой инстанции иск ОАО "РЖД" о взыскании 503 502,23 руб. платы за время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования правомерно удовлетворил.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку по существу направлены на иную оценку исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного Вологодской области от 09.04.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А13-10157/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.