См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2012 г. N Ф07-7094/11 по делу N А56-72771/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
при участии от ООО "Панорама СПб" генерального директора Полянского С.А. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.07.2011), от Министерства обороны Российской Федерации Рязановой Е.А. (доверенность от 17.06.2011),
рассмотрев 01.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010 (судья Астрицкая С.Т.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-72771/2009,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Панорама СПб", место нахождения: 197706, Санкт-Петербург, Станция Разлив, ул. Тарховская 6-я, дом 34, ОГРН 1047855071868 (далее - ООО "Панорама СПб", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации об обязании в месячный срок заключить с ООО "Панорама СПб" договор купли-продажи земельного участка общей площадью 26 131 кв. м, кадастровый номер 78:40:8393В:25, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Петергофское шоссе, д. 75, корпус 2, лит. А, по цене 536 208 руб. 12 коп., с одновременным оформлением отказа Министерства обороны от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное учреждение "2000 Отделение морской инженерной службы" Ленинградской Военно-морской базы Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец отказался от требования в части обязания Министерства обороны оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Решением суда от 19.03.2010 Министерство обороны России в лице Департамента имущественных отношений обязано в месячный срок заключить с ООО "Панорама СПб" договор купли-продажи земельного участка площадью 26 131 кв. м, кадастровый номер 78:40:8393В:25, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Петергофское шоссе, д. 75, корпус 2, лит. А, по цене 536 208 руб. 12 коп. Суд прекратил производство по делу в части обязания Министерства обороны России оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.04.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на пункт 3 статьи 33, пункт 2 статьи 35, пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2010 N ВАС-2256/10, и указывает, что истцом не обоснован размер испрашиваемого земельного участка, не представлено доказательств, подтверждающих, что весь земельный участок предполагается для использования истцом.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Министерства обороны подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы и пояснил, что направленное ранее в арбитражный суд кассационной инстанции письменное ходатайство об отложении рассмотрения жалобы отзывает.
Учреждение о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению, вместе с тем принятые по делу судебные акты следует отменить, а дело - передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции, в связи с тем, что выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, судом принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Материалами дела подтверждается следующее.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) от 01.07.2005 N 1549-р "О реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества Минобороны России, находящегося в Санкт-Петербурге" предписано высвободить недвижимое военное имущество Минобороны России, находящееся на территории Санкт-Петербурга, согласно прилагаемому перечню, утвержден перечень имущества, подлежащего реализации, Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) предоставлены полномочия по оформлению и утверждению документов по реализации высвобождаемого военного имущества Минобороны России, указанного в прилагаемом перечне, на аукционе, проводимом Российским фондом федерального имущества. В перечень имущества, подлежащего реализации, включены здания и сооружения военного городка N 347, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Петергофское шоссе, д. 75, корпус 2.
Распоряжением ФАУФИ от 11.12.2006 N 4396-р утвержден план продажи имущества - зданий и сооружений военного городка N 347, расположенного по указанному адресу.
Между Филиалом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (продавец) и ООО "Панорама СПб" (покупатель) заключен договор от 22.01.2007 N 34-ВВИ купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе. Предметом купли-продажи является высвобождаемое недвижимое военное имущество - здания и сооружения военного городка N 347 (11 объектов), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и закрепленное на праве оперативного управления за Учреждением.
Согласно пункту 1.1 договора земельный участок площадью 2,6131 га, описанный ситуационным планом, представленным Управлением Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу, с утвержденным проектом границ, передается покупателю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 договора покупатель самостоятельно и за свой счет оформляет документы, необходимые для оформления права землепользования, на основании договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дополнительным соглашением от 05.02.2007 к договору стороны установили, что земельный участок с кадастровым номером 78:8393В:25 площадью 2,6131 га в соответствии со схемой земельного участка, представленной Управлением Роснедвижимости по городу Санкт-Петербургу, передается покупателю в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО "Панорама СПб" на основании договора купли-продажи от 22.01.2007 N 34-ВВИ зарегистрирован переход права собственности на упомянутые здания и сооружения, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.09.2007 серия 78-АВ NN 867962 - 867968 и от 14.09.2007 серия 78-АВ N 868312.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.04.2009 N 78-78-01/6215/2009-161 правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером 78:8393В:25 является Российская Федерация, в отношении земельного участка зарегистрировано право оперативного управления Учреждения.
На обращение Общества от 23.04.2009 N 347/П-57 КУГИ 25.05.2009 сообщил, что пакет документов, являющийся приложением к заявлению Общества о выкупе спорного земельного участка, передан в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области.
Письмом от 08.06.2009 N 21-6651/09-0-1 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области сообщило ООО "Панорама СПб", что по вопросу выкупа земельного участка необходимо обратиться в Минобороны России.
Департамент имущественных отношений Минобороны России в ответ на обращение Общества письмом от 06.07.2009 N 141/1973 сообщил, что не имеется оснований для отказа Минобороны России от права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком, вопрос о выкупе земельного участка может быть рассмотрен Минобороны в соответствии с приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", необходимо сформировать земельный участок в соответствии с требованиями статей 35 и 36 ЗК РФ, согласовав его границы, в том числе с Минобороны.
Ссылаясь на то, что Минобороны России уклоняется от заключения договора купли-продажи упомянутого земельного участка, чем нарушает его права собственника недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования, исходя из того, что у Общества имеется право на использование земельного участка, занятого расположенными на нем объектами недвижимости.
Суды применили пункт 1 статьи 35, статью 36 ЗК РФ, статью 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов", учли разъяснения, приведенные в пунктах 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Суд первой инстанции указал в решении, что поскольку у Общества в силу закона возникло право пользования указанным земельным участком, сформированным под приобретенными Обществом объектами недвижимости и необходимым для их использования, то для оформления прав на этот земельный участок в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, не требуется отказа Минобороны России от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция полагает, что доводы подателя жалобы являются несостоятельными в связи со следующим. Как следует из толкования норм права, изложенного в пунктах 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что право на выкуп земельного участка возникло у Общества в силу закона с момента государственной регистрации перехода права собственности на строения, расположенные на земельном участке, и отказ Минобороны России от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не требуется.
Суды обоснованно отклонили доводы Минобороны России о необоснованности площади испрашиваемого Обществом земельного участка. Материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок указанной площадью сформирован для использования расположенных на нем объектов недвижимости, приобретенных Обществом по договору купли-продажи. Право Общества на выкуп земельного участка установленной площадью предусмотрено договором купли-продажи и дополнительным соглашением к нему. Данных о том, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости Минобороны России, в деле не имеется.
Вместе с тем, суды при разрешении спора не исследовали обстоятельства, связанные с тем, кто наделен полномочиями на заключение договора купли-продажи спорного земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с положениями пункта 2 указанного постановления все юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций относятся к исключительной компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно названному постановлению Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации.
Между тем суды установили, что спорный земельный участок не может быть отнесен к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации. С момента регистрации перехода права собственности на объекты, находящиеся на земельном участке, к Обществу к нему перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением зданий, строений, сооружений. Указанный земельный участок Вооруженными Силами Российской Федерации не используется. Решение Правительства Российской Федерации и Минобороны о продаже объектов недвижимого имущества военного городка как высвобождаемого военного имущества подтверждает отказ от использования упомянутого земельного участка в деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перешло к Обществу, Министерство обороны Российской Федерации не вправе осуществлять функции по управлению этим имуществом и совершать в отношении этого участка юридические действия.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Как следует из пунктов 5.3 и 5.4 Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Территориальное управление Росимущества к участию в деле судами первой и апелляционной инстанции не было привлечено.
При таких обстоятельствах решение и постановление следует отменить, а дело - передать на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо привлечь к участию в деле соответствующее Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, проверив доводы всех участвующих в деле лиц, после чего дать установленным обстоятельствам правовую оценку.
При новом рассмотрении дела суду следует также решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А56-72771/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.