Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ариан" директора Кочаряна Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ариан" на решение Арбитражного суда Псковской области от 09.03.2011 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Мурахина Н.В.) по делу N А52-4648/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Ариан" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области (далее - Управление ФМС) от 25.11.2010 N 501; 502; 503 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение.
Решением от 09.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2011 решение от 09.03.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 09.03.2011 и постановление апелляционной инстанции от 29.04.2011, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права,
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФМС просит решение от 09.03.2011 и постановление апелляционной инстанции от 29.04.2011 оставить без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представить Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Управление ФМС о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 26.10.2010 по 01.11.2010 проверки Управлением ФМС установлено, что в принадлежащем Обществу здании недействующей средней школы, расположенном по адресу: Псковская область, Псковский район, деревня Назимово, в момент проверки пребывали граждане Армении - Тарвердян Армен Ерджаникович, Егиазарян Магда и Мамбреян Грачья, уведомления о прибытии которых в место пребывания принимающей стороной в орган миграционного учета не представлены.
По данному факту составлены акт от 01.11.2010 и протоколы об административном правонарушении от 12.11.2010, а постановлениями Управления ФМС от 25.11.2010 N 501, 502, 503 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение.
Полагая постановления Управления ФМС от 25.11.2010 N 501, 502, 503 незаконными, Общество оспорило их в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета для юридических лиц в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом согласно примечанию к статье 18.9 КоАП РФ в случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, далее - Закон N 109-ФЗ) принимающей стороной является в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе, временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 названного Закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ).
Местом пребывания согласно определению, данному в статье 2 Закона N 109-ФЗ, считается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Законом предусмотрена обязанность принимающей стороны уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в установленные сроки.
Как установлено судом по материалам дела, граждане Армении Тарвердян А.Е., Егиазарян М. и Мамбреян Г. проживают в Российской Федерации на основании временных разрешений и зарегистрированы в деревне Пискуново Псковского района: Тарвердян А.Е. сроком с 10.09.2010 до 12.03.2012, Егиазарян М. и Мамбреян Г. сроком с 16.09.2010 до 19.03.2013 в доме, который не может быть использован для проживания, так как фактически разрушен. Тарвердян А.Е. и Егиазарян М. фактически проживали в принадлежащем Обществу здании недействующей средней школы по адресу: Псковский район, деревня Назимово с 28.08.2010, а Мамбреян Г. - с 28.09.2010. При этом уведомления об их прибытии Общество, являющееся принимающей стороной, в орган миграционного учета в установленный срок не неправило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно объяснениям иностранных граждан, Тарвердян А.Е. и Егиазарян М. в период с 28.08.2010, а Мамбреян Г. - с 28.09.2010 фактически проживали в деревне Назимово Псковского района в бывшем здании школы, куда были поселены директором Общества Кочаряном Л.Г.
Из объяснениях Кочеряна Л.Г. также следует, что иностранные граждане Тарвердян А.Е., Егиазарян М. и Мамбреян Г., осуществляя трудовую деятельность в Обществе, пребывали по адресу: Псковский район, деревня Назимово в здании школы, в помещениях, оборудованных для проживания и переданных в пользование Общества его учредителем. При этом Общество является принимающей стороной для указанных иностранных граждан.
Таким образом вывод суда о совершении заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, кассационная инстанция считает правильным.
Довод Общества о незнании иностранными гражданами русского языка, приведенный в качестве доказательства незаконности оспариваемых постановлений, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции. Согласно материалам дела, указанным лицам разъяснялись положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем имеется расписка, сделанная на русском языке. Указание на владение русским языком и отказ от переводчика удостоверены подписью указанных лиц.
Довод Общества о том, что решение суда мотивировано обстоятельствами, отсутствовавшими в аргументах сторон, был предметом рассмотрения апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
Доказательств принятия Обществом всех необходимых мер в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ по исполнению публично-правовых обязанностей в сфере миграционного законодательства в материалы дела не представлено. Сведения о существенных нарушениях административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности в материалах дела отсутствуют. Оспариваемые постановления вынесены в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд в данном случае не усмотрел и не счел вмененные заявителю правонарушения малозначительными. Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с таким выводом и, считая правильным вывод суда об отказе Обществу в удовлетворении заявленных им требований, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 09.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А52-4648/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ариан" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.