Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А26-4741/2010 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.),
установил
Министерство лесного комплекса Республики Карелия (место нахождения - Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Муезерский леспромхоз" (место нахождения - Республика Карелия, п. Муезерский, ул. Советская, д. 24, ОГРН - 1021001770074)) (далее - Общество) 1 932 580 руб. 54 коп. ущерба, причиненного лесному хозяйству.
Определением от 09.08.2010 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело объединено с делом N А26-4838/2010 по иску Министерства к Обществу о взыскании 1 551 466 руб. 00 коп. ущерба, причиненного лесному хозяйству с присвоением номера дела N А26-4741/2010.
Решением суда от 10.08.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011, в удовлетворении исков отказано.
В кассационной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования полностью.
Общество и Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 22.12.2008 N 72-з, в соответствии с которым Министерство передает, а Общество принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка для использования в целях заготовки древесины.
Пунктом 3.4 договора предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с лесной декларацией.
Должностными лицами Министерства проведен осмотр лесных участков в квартале 46 выдел 8 Чирко-Кемского и квартале 47 выделы 12, 15 Конец-Островского участковых лесничеств, о чем составлены акты осмотра от 05.06.2009 N 6 и от 17.07.2009 N 1, в которых указано, что Общество производит заготовку древесины без разрешительных документов, а именно, без принятых лесных деклараций.
По данным фактам Министерством были составлены протоколы о лесонарушении от 05.06.2009 N 1 и от 17.07.2009 N 11 и в соответствии с пунктом 1 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" начислена неустойка в размере 1 932 580 руб. 54 коп. и в размере 1 551 466 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на то, что Общество имело необходимые разрешительные документы на заготовку древесины, а также на неправомерность действий Министерства, отказавшего в принятии лесных деклараций Общества.
Как установлено судами, на момент проверки Общества представленные им в Министерство лесные декларации не были приняты.
Статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2). Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок), а также Форма лесной декларации утверждены Приказом Минсельхоза России от 08.12.2008 N 529 "О лесной декларации".
Пунктом 2 Порядка установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования.
В соответствии с пунктом 11 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной Лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в Лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения Лесной декларации извещает об этом Лесопользователя. В случае выявления несоответствия Лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет Лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.
Согласно пункту 14 Порядка использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 07.05.2001 Общество направило в Министерство лесную декларацию об использовании в 2009 году лесов в квартале 47 делянка 1 Конец-Островского лесничества и в квартале 46 выдел 8 Чирко-Кемского лесничества с целью заготовки древесины. 18.06.2009 Общество направило в Министерство лесную декларацию об использовании в 2009 году лесов в квартале 47 делянка 1 Конец-Островского лесничества с целью заготовки древесины.
По результатам рассмотрения деклараций Министерством составлены протоколы от 14.05.2009 N 8 и от 22.06.2009 N 15, в которых содержится решение об отказе в приеме деклараций.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что форма и содержание поданных Обществом лесных деклараций соответствовали Порядку.
Изложенные в кассационной жалобе Министерства доводы относительно нарушений установленных Порядком форм лесных деклараций, не были указаны в качестве оснований для возврата лесных деклараций.
Судом первой инстанции установлено, что годовой объем разрешенного Обществу использования лесов установлен приложением N 3 к договору аренды N 72-з. В обязанности арендатора входит освоение установленного годового объема заготовки древесины; сведений о заготовке древесины в 2009 году в квартале 47 делянка 1 Конец-Островского лесничества и в квартале 46 выдел 8 Чирко-Кемского лесничества сверх установленного размера в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод об отсутствии предусмотренных статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с Общества убытков.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А26-4741/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.