Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2011 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Несмиян) по делу N А26-10109/2010,
установил
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство) от 29.10.10 N 25/492 в принятии документов.
Решением от 24.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Казначейство просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить решение от 24.01.2011 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2011 без изменения, полагая их правомерными.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом по материалам дела, судебный пристав-исполнитель службы судебных приставов по Ландепохскому району Республики Карелия в рамках исполнительного производства N 86/7/14029/2/2009, возбужденного в отношении администрации Ландепохского городского поселения республики Карелия (далее - Администрация) на основании выданного районным судом города Ландепохья исполнительного листа, вынес постановление от 25.12.2009 о взыскании с Администрации исполнительского сбора. В рамках исполнительного производства N 86/7/4968/2/2010, возбужденного в отношении Администрации на основании выданного судом исполнительного листа, судебным приставом-исполнителем 26.03.2010 также вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора. Постановлением от 15.06.2010 судебный пристав-исполнитель в связи с неисполнением Администрацией в рамках исполнительного производства N 86/7/4968/2/2010 содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера вынес постановление о привлечении должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа. Поскольку должник является бюджетным учреждением и не имеет счетов в банке, Служба судебных приставов в связи с невозможностью взыскания с Администрации денежных средств направила постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.12.2009 и от 26.03.2010, постановление от 15.06.2010 о привлечении должника к административной ответственности, а также постановления мирового судьи и районного Ландепохского суда в отделение Казначейства, в котором открыт лицевой счет Администрации. Реквизиты счета для перечисления денег Службой судебных приставов указаны.
Письмом от 29.10.2010 Казначейство возвратило направленные документы без исполнения со ссылкой на их несоответствие установленному статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечню исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, а также на то, что к предъявленному исполнительному документу не приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, и заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который следует перечислить подлежащие взысканию денежные средства.
Полагая возвращение Казначейством упомянутых документов незаконным, Управление оспорило их в арбитражный суд.
Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется федеральным казначейством.
Исполнительные документы, как усматривается из материалов дела, возвращены Казначейством со ссылкой на возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебных актов.
Вместе с тем, в силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются исполнительными документами и подлежат принудительному исполнительному наряду с судебными актами. Постановления по делам об административных правонарушениях также обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате штрафов законодательством не предусмотрен.
При неисполнении бюджетными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительских сборов и административного штрафа, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3; 242.4; 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов должника, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Отсутствие у Администрации счетов в Банке России или иной кредитной организации подтверждено материалами дела.
При таком положении, при наличии у должника открытого счета в Казначействе кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для возвращения Казначейством взыскателю исполнительных документов без исполнения, равно как и вывод об удовлетворении заявленных Управлением требований и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А26-10109/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.