Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии представителей от администрации муниципального образования "Всеволжский муниципальный район" Ленинградской области и от общества с ограниченной ответственностью "Отделстрой",
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Всеволжский муниципальный район" Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А56-66881/2010 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Отделстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными проведения главным специалистом жилищно-технического отдела администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Новиковым Н.С. в период с 02.09.2010 по 21.09.2010 проверки соблюдения Обществом законодательства об участии в долевом строительстве, а также выдачу предписания от 21.09.2010 N 16-НН-10 об устранении нарушений законодательства в этой области.
К участию в деле привлечена администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация).
Решением от 10.02.2011 (судья Ресовская Т.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2011 решение от 10.02.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит изменить мотивировочную часть постановления апелляционной инстанции от 04.05.2011, ссылаясь на неправильное применение судом норм права. Податель жалобы полагает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспоренная проверка не относится к мероприятиям по контролю на финансовых рынках.
В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, письмом от 25.08.2010 N 4090/01-16 Администрация уведомила Общество о проведении проверки соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве при возведении объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Заневское, массив Кудрово, ЛОТ N 1, проект "Новый Оккервиль", и предложила в срок до 02.09.2010 представить следующие документы: разрешение на строительство; правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства (договор, свидетельство о государственной регистрации права); проектную декларацию, информацию о ее опубликовании, размещении; реестр договоров с гражданами по состоянию на дату проверки (N п/п, ФИО, телефон, дата подписания, номер договора, дата государственной регистрации, регистрационный номер, сумма по договору, дата первой оплаты, количество внесенных денежных средств, строка итого); договоры с гражданами, документы, подтверждающие их оплату; приказ об учетной политике организации; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 62, 76, 86 за период с 02.09.2009 по 02.09.2010 с раздельной выборкой по указанным объектам; документы, подтверждающие полномочия участвующего в проверке лица, на представление интересов юридического лица.
В период с 02.09.2010 по 21.09.2010 главным специалистом жилищно-технического отдела Администрации Новиковым Н.С. проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 21.09.2010 N 16-НН-10 о том, что Обществом не представлены следующие документы: реестр договоров с гражданами; договоры с гражданами; доказательства оплаты по договорам с гражданами; оборотно-сальдовые ведомости по счетам 62, 76, 86 за период с 02.09.2009 по 02.09.2010; приказ об учетной политике организации.
Предписанием от 21.09.2010 N 16-НН-10 Администрация обязала Общество представить перечисленные документы уполномоченному органу в срок до 28.09.2010.
Не согласившись с законностью проведения проверки и выдачи предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) установлено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Согласно статье 2 Областного закона Ленинградской области от 30.07.2009 N 68-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - отдельные государственные полномочия) путем: осуществления контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Законом N 214-ФЗ; получения от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведений и (или) документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; ежеквартального получения от застройщиков отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; направления лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписаний об устранении нарушений Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и установлении сроков устранения таких нарушений.
Таким образом, право Администрации на проведение проверок в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и получение для этого соответствующих документов установлено указанными нормативными актами. При этом отсутствие законодательно утвержденного перечня документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не лишает Администрацию права получить соответствующие документы от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства. Администрация, запрашивая соответствующие документы в соответствии с целями и задачами проводимой проверки, действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
Каких-либо нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки судом не установлено.
Согласно статье 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Судом по материалам дела установлено, что проверка соблюдения Обществом законодательства об участии в долевом строительств проведена в соответствии с утвержденным Главой Администрации планом проведения проверок на 2010 год. Сведений о том, что ранее в отношении заявителя Администрацией проводились аналогичные проверки, в материалах дела не имеется. Представленный Обществом акт проверки от 30.01.2009 N 5-АШ-09 не свидетельствует о нарушениях Администрацией Закона N 294-ФЗ в части периодичности осуществления проверочных мероприятий, так как указанный акт составлен по результатам проверки, проведенной Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. Оформление уведомления о проведении проверки соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве в виде письма, а не распоряжения или приказа руководителя органа муниципального контроля обоснованно не расценено судом в качестве обстоятельства, свидетельствующего о незаконности указанной проверки.
Вывод апелляционной инстанции о том, что оспоренная заявителем проверка не является мероприятием по контролю в области финансовых рынков, кассационная инстанция считает правильным и соответствующим смыслу действующего законодательства, определяющего понятие как финансового рынка, так и уполномоченного на осуществление контроля в этой области органа.
В соответствии со статьей 2 Закона N 214-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и устанавливающего гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в трех случаях:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Осуществление государственного регулирования в области финансовых рынков возложено на федеральный орган исполнительной власти - Федеральную службу по финансовым рынкам, в том числе и в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Оспоренная Обществом проверка проведена Администрацией в сфере привлечения денежных средств граждан в случае, когда право собственности на жилые помещения в многоквартирных домах возникает на основании договора участия в долевом строительстве. При этом данных, свидетельствующих о том, что указанная проверка проведена в сфере финансовых рынков, в материалы дело не представлено.
При таких обстоятельствах, считая правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований и не усматривая оснований для изменения мотивировочной части постановления апелляционной инстанции, равно как и каких-либо нарушений норм материального или процессуального права при его принятии, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А56-66881/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Всеволжский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.