Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бурматовой Г.Е. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 15.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования муниципальный округ Оккервиль на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А56-23936/2010 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Савицкая И.Г.),
установил
местная администрация муниципального образования муниципальный округ Оккервиль, находящаяся по адресу город Санкт-Петербург, улица Коллонтай, дом 41, корпус 1 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1027809242933, находящегося по адресу Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 7-9 (далее - Управление), от 04.03.2010 по делу N 94-085/10 о нарушении заявителем части 3 статьи 35 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2010 (судья Королева Т.В.) требования Администрации удовлетворены, оспариваемые ненормативные акты Управления признаны недействительными.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление от 28.04.2011 и оставить в силе решение от 04.06.2010, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права - частей 2 и 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ. По мнению подателя жалобы, утвержденная заказчиком аукционная документация соответствует положениям Закона N 94-ФЗ и включение в нее требований о наличии в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), прилагаемой к заявке участника, конкретных сведений не противоречит нормам названного Закона. Заявитель полагает, что содержащееся в спорной документации требование о порядке расположения документов в составе заявки предусмотрено частью 2.2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ, а включение в документацию указанных требований не ограничивает права участников размещения муниципального заказа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 22.01.2010 на официальном сайте Администрации (заказчик) размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд, предмет аукциона разделен на 9 лотов. В тот же день главой Администрации утверждена документация для проведения открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд (далее - документация об аукционе).
На участие в аукционе подано 311 заявок от 50 хозяйствующих субъектов, из которых не все допущены к участию в аукционе, в том числе по причине несоответствия поданных заявок подпункту 12.1 пункта 12 и подпункту 2.4.2 пункта 2.4 документации об аукционе (протокол заседания единой комиссии Администрации от 24.02.2010 N 6).
Лица, не допущенные к участию в аукционе, обратились в Управление с жалобами на действия муниципального заказчика.
В ходе контрольных мероприятий Управление установило, что пунктом 2.4 документации об аукционе предусмотрены требования к оформлению и подписанию заявки, в частности пунктом 2.4.2 определен обязательный порядок (пункт 12.1 документации), в котором надлежит сформировать документы в составе заявки.
В пункте 12 документации об аукционе приведен перечень документов, входящих в состав заявки и их последовательное расположение за ней. Подпунктом 12.1.2 предусмотрена обязанность юридических лиц представить в составе заявки выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, оформленную в соответствии с приложением N 5 к Правилам ведения ЕГРЮЛ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", и полученную не ранее, чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. При этом в названном пункте содержится перечень сведений, которые необходимо отразить в представленной выписке (в частности, сведения о филиалах и представительствах юридического лица; номере и дате регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного Фонда Российской Федерации, в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования).
При рассмотрении комиссией заказчика поданных на участие в аукционе заявок одним из оснований отказа в допуске к участию в аукционе послужило отсутствие в представленных юридическими лицами выписках из ЕГРЮЛ сведений, перечисленных в пункте 12.1.2 документации. Учитывая, что Закон N 94-ФЗ не устанавливает требования к содержанию выписки из ЕГРЮЛ и не наделяет заказчика правом определять содержание такой выписки, антимонопольный орган сделал вывод о нарушении Администрацией части 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ.
Кроме того, Управление признало незаконным включение в документацию об аукционе требования о расположении документов в составе заявки в строго определенном порядке.
Решением от 04.03.2010 по делу N 94-085/10 Управление признало нарушение заказчиком части 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ, "выразившееся в установлении в документации об аукционе требований к содержанию выписки из ЕГРЮЛ и неправомерных требований о представлении в составе заявки выписки из ЕГРЮЛ либо отдельными документами сведений, не предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ, а также установления требования о соблюдении обязательного порядка расположения документов в составе заявки".
На основании решения Управление выдало Администрации предписание от 04.03.2010 об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола от 24.02.2010 N 6 и повторного рассмотрения заявок без учета незаконно установленных требований.
Администрация оспорила решение и предписание Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод, что документация об аукционе не содержит требований о предоставлении документов, не предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ, а лишь устанавливает перечень сведений, которые должна содержать выписка из ЕГРЮЛ, прилагаемая к заявке участника.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении заявления Администрации отказал, согласившись с выводами антимонопольного органа о нарушении заказчиком положений части 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона N 94-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
По смыслу части 1 статьи 32 Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона N 94-ФЗ.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (часть 1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Документация об аукционе, помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ, должна содержать в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению (пункт 1 части 4 статьи 34 Закона N 94-ФЗ).
Для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе (часть 1 статьи 35 Закона N 94-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица). Частью 2.2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ предусмотрены требования к оформлению заявки и поданных с ней документов, а именно все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных названной частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается (часть 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе, участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона N 94-ФЗ), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 названной статьи случаев, не допускается.
Из материалов дела усматривается, что одним из оснований для отказа в допуске к участию в аукционе лицам, обратившимся с жалобами в антимонопольный орган, послужило отсутствие в выписках из ЕГРЮЛ сведений о дате регистрации юридического лица в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальном фонде обязательного медицинского страхования, а также сведений о филиалах и представительствах.
Исходя из приведенных нормативных положений применительно к обстоятельствам данного спора суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что право на включение в аукционную документацию требований к содержанию выписки из ЕГРЮЛ, а также к порядку расположения документов в заявке, Законом N 94-ФЗ заказчику не предоставлено, а потому такие требования возлагают на лиц, желающих принять участие в аукционе, дополнительные ограничения и противоречат части 3 статьи 35 Закона N 94-ФЗ.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2011 по делу N А56-23936/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования муниципальный округ Оккервиль - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.