Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" Смирнова Г.В. (доверенность от 11.07.2011 N 1/11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2011 (судья Репина Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 (судьи Аносова Н.В., Смирнова Я.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-7922/2010,
установил
Министерство лесного комплекса Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром" (место нахождения - Санкт-Петербург, пр. Обуховской Оборон, д. 110, лит. Б, ОГРН - 1051100565790) (далее - Общество) об обязании ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, расположенные на землях лесного фонда в квартале 105 выделе 23 Тулокского участкового лесничества, в квартале 160 выделе 9 Тулокского участкового лесничества, в квартале 130 выделе 20 Тулокского участкового лесничества, в квартале 148 выделе 28 Тулокского участкового лесничества, в квартале 172 выделе 72 Тулокского участкового лесничества, в квартале 44 выделе 16 Олонецкого участкового лесничества, в квартале 188 выделе 39 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в квартале 197 выделе 9 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в квартале 198 выделе 10 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в квартале 167 выделе 33 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в квартале 187 выделе 37 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в квартале 188 выделах 15, 16 Видлицкого участкового лесничества ГУ РК "Олонецкое центральное лесничество".
Определением от 24.11.2010 в связи с преобразованием Министерства лесного комплекса Республики Карелия в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия уточнено наименование истца - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новое решение либо направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Министерство о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 20.11.2006 N 4, переоформленного на договор аренды лесного участка от 18.12.2007, Обществу переданы в аренду участки лесного фонда общей площадью 68348 га для использования в целях заготовки древесины.
Должностными лицами Олонецкого центрального лесничества проведены проверки на предмет соблюдения и выполнения ответчиком требований природоохранного законодательства на землях лесного фонда в квартале 44 Олонецкого участкового лесничества, в кварталах 105, 130, 148, 160, 172 Тулокского участкового лесничества; в кварталах 167, 187, 188, 197, 198 Видлицкого участкового лесничества, о чем составлены акты от 29.06.2010, 30.06.2010, 01.07.2010, 02.07.2010 и 08.07.2010.
В ходе проверок было установлено, что на арендуемых Обществом лесных участках обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора: в квартале 105 выделе 23 Тулокского участкового лесничества площадью 0.04 га. 400 кв.м (20 м х 20 м) со средней толщиной слоя мусора 0, 1 м итого объемом мусора - 40 куб.м; в квартале 160 выделе 9 Тулокского участкового лесничества площадью 0.1 га, 1050 кв.м (35 м х 30 м) со средней толщиной слоя мусора 0.1 м итого объемом мусора - 105 куб.м; в квартале 130 выделе 20 Тулокского участкового лесничества площадью 0.3 га. 1000 кв.м (50 м х 20 м) со средней толщиной слоя мусора 0. 3 м итого объемом мусора - 300 куб.м; в квартале 148 выделе 28 Тулокского участкового лесничества площадью 0.03 га, 150 кв.м (15 м х 10 м) со средней толщиной слоя мусора 0.2 м итого объемом мусора - 30 куб.м; в квартале 172 выделе 72 Тулокского участкового лесничества площадью 0,01 га, 100 кв.м (20 м х 5 м) со средней толщиной слоя мусора 0.1 м, итого объемом мусора - 10 куб.м; в квартале 44 выделе 16 Олонецкого участкового лесничества площадью 0,16 га, 1905 кв.м (127 м х 15 м) со средней толщиной слоя мусора 0, 5 м итого объемом мусора - 952, 5 куб.м; в квартале 188 выделе 39 Видлицкого участкового лесничества площадью 0.01 га. 100 кв.м. (10 м х 10 м) со средней толщиной слоя мусора 0. 7 м итого объемом мусора - 70 куб.м; в квартале 197 выделе 9 Видлицкого участкового лесничества площадью 0.01 га, 105 кв.м (30 м х 3. 5 м) со средней толщиной слоя мусора 0.5 м итого объемом мусора - 52.5 куб.м, в квартале 198 выделе 10 Видлицкого участкового лесничества площадью 0,04 га. 450 кв.м (30 м х 15 м) со средней толщиной слоя мусора 0,15 м, итого объемом мусора - 67,5 куб.м; в квартале 167 выделе 33 Видлицкого участкового лесничества площадью 0,01 га. 100 кв.м (10 м х 10 м) со средней толщиной слоя мусора 0.5 м итого объемом мусора - 50 куб.м; в квартале 187 выделе 37 Видлицкого участкового лесничества площадью 0.01 га, 100 кв.м (10 м х 10 м) со средней толщиной слоя мусора 0.45 м, итого объемом мусора - 45 куб.м; в квартале 188 выделах 15, 16 Видлицкого участкового лесничества площадью 0.05 га. 540 кв.м (180 м х 3 м) со средней толщиной слоя мусора 0,3 м итого объемом мусора - 162 куб.м.
Обществу была направлена претензия от 21.07.2010 N 760 с предложением в срок до 01.09.2010 провести мероприятия по ликвидации свалок. Поскольку Общество в добровольном порядке не исполнило требования, изложенные в претензии, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Пунктом 3.4.5 договора аренды предусмотрено, что Общество обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Согласно пункту 4.1. Проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Обществу, для поддержания необходимого санитарного состояния на арендуемом участке предусматривается осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе включающих очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия; принятие оперативных мер по ликвидации и рекультивации силами арендатора и за свой счет свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора, на всей арендуемой территории.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Пунктом 4 этих же Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, обязанность арендатора лесного участка по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия установлена как нормами законодательства, так и договором аренды и проектом освоения лесов.
Следовательно, судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что на Обществе лежит обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на арендуемой им территории, в рамках исполнения обязанностей по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Необоснованным является довод кассационной жалобы о невозможности проведение ликвидации свалки без включения указанных работ в проект освоения лесов, поскольку, как указано выше, обязанность очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена законом.
Также не принимается судом кассационной инстанции довод Общества о нереальном сроке для исполнения, поскольку ранее этот довод Обществом не заявлялся; суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, посчитал срок три месяца достаточным; оснований для переоценки этого вывода у суда кассационной инстанции нет.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А26-7922/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комилесзаготпром" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.