Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверской экскаватор" Каташовой С.Е. (доверенность от 27.01.2011),
рассмотрев 29.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2011 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (судьи Виноградова Т.В., Тарасова О.А., Ралько О.Б.) по делу N А66-13196/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Тверской экскаватор", место нахождения: 170000, г. Тверь, Индустриальная ул., д.11, ОГРН 1026900513310 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170000, г.Тверь, ул. Советская, д. 33, ОГРН 1046900002423 (далее - Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994 (далее - Росимущество), о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1983 кв. м, с кадастровым номером 69:40:0200006:11, расположенного по адресу: г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11; возложении обязанности принять решение и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить договор по цене в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 2010 год.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2011 признано незаконными бездействие Территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность Общества и ненаправлении в адрес Общества проекта договора купли-продажи данного земельного участка. На Территориальное управление возложена обязанность принять требуемое решение и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить договор по цене, определенной исходя из требований действующего законодательства.
Постановлением апелляционного суда от 30.05.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, в иске отказать.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение и постановление законными и обоснованными.
Росимущество и Территориальное управление надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, свидетельством о государственной регистрации права от 07.04.2010 серии 69 АБ N 650485 подтверждается право собственности Общества на недвижимое имущество: подъездной железнодорожный путь протяженностью 446 м.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200006:11 площадью 1983 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Тверская область, г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11.
Названный участок, находящийся в федеральной собственности, предоставлен Обществу в аренду для производственных нужд на основании договора от 29.01.2001 N 47.
Общество 19.01.2010 обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка; а письмом от 03.09.2010 направило недостающие документы.
Территориальное управление перенаправило документы в Росимущество, о чем уведомило Общество письмом от 24.09.2010 N 5777-05.
Росимущество письмом от 26.01.2011 N ПП-10/1650 со ссылкой на статьи 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации возвратило материалы по приватизации земельного участка в Территориальное управление.
Общество обжаловало в арбитражном суде бездействие Территориального управления и Росимущества по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Суды признали требования Общества обоснованными по праву и подтвержденными материалами дела.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что Общество, как собственник объекта недвижимости, имеет исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке под названным объектом и предназначенным для его эксплуатации, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Территориальное управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Ссылку подателя жалобы на отсутствие у Территориального управления полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества кассационная инстанция отклоняет как несостоятельную ввиду следующего.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, Территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Территориального управления на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации Обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке, права на выкуп данного участка.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования Общества.
Довод Территориального управления о том, что оно не имело возможности проверить наличие у Общества права выкупить спорный земельный участок по льготной цене, поскольку заявитель не представил подтверждающие документы, правомерно отклонен апелляционным судом.
Общество, обращаясь в Территориальное управление с заявлением о выкупе земельного участка, указало на обстоятельства, связанные с приватизацией расположенного на этом участке подъездного железнодорожного пути, представив соответствующие документы, и на наличие у него права на выкуп по льготной цене. Территориальное управление не было лишено возможности истребовать дополнительные документы, касающиеся приватизации данного объекта, однако не сделало этого.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А66-13196/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.