Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Секретарь" Панкина Д.А. (доверенность от 01.04.2011 N б/н),
рассмотрев 23.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Секретарь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.02.2011 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-10801/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Секретарь", место нахождения: 107258, г. Москва, Гражданская 3-я ул., д. 52; ОГРН 1047796511344 (далее - Общество, ООО "Секретарь"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявление о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 23 (далее - Управление), по включению заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, а также об аннулировании в указанном реестре записи со сведениями об Обществе.
Определением суда от 24.11.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Прошакова М.В., департамент финансов Тверской области и департамент государственного заказа Тверской области (далее - третьи лица, Предприниматель, Департамент финансов, Департамент госзаказа, соответственно).
Решением суда первой инстанции от 24.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2011, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает на отсутствие у лица, участвующего в спорном электронном аукционе от имени заявителя, доверенности на представление интересов ООО "Секретарь". Отмечая отсутствие у Общества на момент проведения аукциона электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), податель жалобы считает, что суды не установили имеющий значение для дела факт подписания именно Обществом последнего предложения по цене контракта. Кроме того, податель жалобы ссылается на положения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и отмечает, что ООО "Секретарь" изначально не одобряло сделки, заключенной Предпринимателем.
В отзыве на жалобу Департамент финансов, полагая обоснованными и законными оспариваемые действия антимонопольного органа, просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.06.2010 Департаментом госзаказа на официальном сайте Тверской области в сети Интернет (http://www.gostorgi.tver.ru) опубликовано извещение N 2010/103ЭА-709 о проведении открытого аукциона в электронной форме на предмет заключения контракта на поставку офисной бумаги для ксерокопировальной техники для нужд Департамента финансов Тверской области. Начальная (максимальная) цена контракта заявлена в размере 550 000 руб.
Кроме прочего в извещении содержалась информация о сайте в сети Интернет, на котором будет проводиться электронный аукцион, и о процедуре регистрации на сайте; указание на то, что порядок участия в данном аукционе изложен в разделе "Регламент" на сайте http://www.gostorgi.tver.ru, а также ссылка на необходимость соответствия поставляемого товара наименованию, характеристикам и объему, предусмотренным в приложении N 1 к данному извещению "Техническое задание".
Для участия в указанном аукционе зарегистрировалось 7 организаций, в том числе ООО "Секретарь", которое и было признано победителем открытого аукциона в электронной форме, состоявшегося 22.06.2010, с предложением о цене контракта 350 000 руб. (протокол открытого аукциона в электронной форме от 22.06.2010 N 010/103ЭА-709/2).
По получении протокола аукциона и проекта государственного контракта для его подписания Общество сообщило заказчику о невозможности "в силу сложившихся обстоятельств" выполнить заявленные требования к предмету аукциона. При этом ООО "Секретарь" изъявило готовность выполнить свои обязательства, поставив бумагу "отвечающую всем заявленным в извещении о проведении аукциона требованиям", но иного наименования (том дела 1, лист 51).
Заказчик (Департамент финансов) письмом от 08.07.2010 N 14-08/АК-3482 известил Общество о необходимости поставки офисной бумаги в соответствии с требованиями, предъявленными к ее наименованию в приложении N 1 к извещению о проведении аукциона.
В итоге Общество заявило заказчику о своем отказе от заключения контракта по результатам аукциона, проведенного 22.06.2010, "в силу объективных причин (закупочная цена бумаги значительно выше предполагаемой цены поставки)" (том дела 1, лист 52).
В связи с неисполнением победителя электронного аукциона, проведенного 22.06.2010, требований заказчика о представлении подписанного контракта, Департамент финансов 20.07.2010 составил протокол о признании ООО "Секретарь" уклонившимся от его заключения и обратился к Управлению с письмом от 21.07.2010 о включении сведений о данной организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Управление по итогам проверки сочло подтвержденным факт уклонения Общества от заключения муниципального контракта и приняло решение от 03.08.2010 N 05-8/20-2010 о включении сведений об ООО "Секретарь" в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности фактов признания заявителя победителем спорного аукциона и его последующего отказа от заключения контракта.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Секретарь" в виду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) единый порядок размещения заказов установлен в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Размещение заказов на оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со статьей 5 названного Закона имеет своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих контрактов.
Статьей 10 Закона N 94-ФЗ (пункты 1 и 2) предусмотрено, что размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме), за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
На момент проведения спорного аукциона (22.06.2010) заказчики, уполномоченные органы в силу части 29 статьи 65 Закона N 94-ФЗ обладали правом проводить открытый аукцион в электронной форме по своему усмотрению: в порядке, установленном статьей 41 либо главой 3.1. названного Закона.
С 01.07.2010 введена обязанность федеральных заказчиков размещать заказы в форме открытого аукциона в электронной форме исключительно в порядке, установленном главой 3.1. Закона N 94-ФЗ, а для субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков - с 01.01.2011 года по всему Перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукционов (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р; письмо Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174).
Частью 14 статьи 41 Закона N 94-ФЗ определено, что государственный или муниципальный контракт заключается с учетом требований части 4 статьи 38 настоящего Закона на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона или участником аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, и с которым заключается контракт в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта.
Согласно части 6 и 7 статьи 41 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения аукциона) участники размещения заказа должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет в порядке, указанном в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Участник размещения заказа вправе зарегистрироваться на указанном сайте в любое время с даты и времени начала регистрации, отраженных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, до окончания проведения открытого аукциона.
Представление в электронной форме предложений о цене контракта осуществляется зарегистрированным в соответствии с частью 6 настоящей статьи участником аукциона с даты и времени начала проведения аукциона, указанных в извещении о проведении открытого аукциона.
Процедура размещения заказа является публичной процедурой.
В рассматриваемом случае извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме от 11.06.2010 N 2010/103ЭА-709 (далее - извещение) предусмотрено, что порядок регистрации на официальном сайте www.gostorgi.tver.ru указан в разделе "Регистрация". Одним из условий участия в аукционе является применение ЭЦП, порядок изложен в разделе "Регламент".
Порядок электронной регистрации участников аукциона закреплен разделом 4 Регламента пользования системой электронных торгов названного официального сайта, на котором осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме с применением средств ЭЦП для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденный приказом департамента госзаказа от 22.06.2009 N 17-о/в (далее - Регламент).
При прохождении регистрации участник обеспечивает полноту и достоверность информации, указанной в регистрационной форме, предусмотренной Системой. При регистрации участнику размещения заказа присваивается идентификационный код доступа (логин и пароль), которые ему вместе с фамилией, именем, отчеством, должности, номерами телефона, мобильного телефона, электронной почты необходимо указать в этой регистрационной форме.
В соответствии с пунктом 5 Регламента зарегистрированный участник через идентификационный код доступа (логин и пароль) входит в систему электронных торгов. Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа должен зарегистрироваться в закрытой части Системы. Для регистрации участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа подает заявку в электронном виде
В соответствии с пунктом 7.5 Регламента во время электронного аукциона участник, получивший к нему доступ, в указанное в извещении время начала проведения электронного аукциона, используя имя и пароль, входит в Систему.
Пунктом 7.7 Регламента предусмотрено, что каждое ценовое предложение, вводимое участником в Систему во время проведения электронного аукциона, подписывается ЭЦП. Участник получает уведомление о регистрации каждого нового ценового предложения введенным им в Систему, в котором отражается время его регистрации в Системе.
Предусмотренный Регламентом порядок регистрации и процедура участия в электронных аукционах предполагает, что участник может войти в систему электронных торгов и принять непосредственное участие в аукционе с применением ЭЦП исключительно через принадлежащие ему логин и пароль.
В силу частей 11, 12 статьи 41, части 11 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ результаты открытого аукциона в электронной форме оформляются протоколом, в котором указываются место, дата, время проведения аукциона, перечень участников аукциона, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физических лиц) победителя аукциона и участника аукциона, который сделал предложение о цене контракта, равной цене, предложенной победителем аукциона, или предпоследнее предложение о цене контракта. Протокол подписывается заказчиком, уполномоченным органом в день проведения аукциона. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения этого контракта, предусмотренных извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме, и цены этого контракта, предложенной победителем аукциона. В случае если победитель аукциона в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, не представил заказчику подписанный контракт, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта. Участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный проект контракта.
Согласно части 5 статьи 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных, в частности, в части 14 статьи 41 этого Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6-6.6 и 8.1 настоящей статьи.
Статьей 19 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Закона N 94-ФЗ при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
В данном случае судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что Общество в результате регистрации в сети Интернет на сайте www.gostorgi.tver.ru/registruser.aspx получило пароль и логин для получения возможности участия в проводимых Департаментом госзаказа открытых аукционах в электронной форме. Полученные пароль и логин, обеспечивающие доступ к сайту проведения электронного аукциона (http://www.gostorgi.tver.ru) Общество передало представителю Предпринимателя.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды сочли правомерным проведение 22.06.2010 спорного аукциона в электронной форме в соответствии с порядком проведения открытых аукционов в электронной форме в целях размещения государственных (муниципальных) заказов, установленным статьей 41 Закона N 94-ФЗ.
Результаты спорного аукциона Обществом в судебном порядке не оспаривались.
Факт отказа ООО "Секретарь", признанного победителем состоявшегося аукциона, от подписания муниципального контракта подтверждается материалами дела.
Доводы подателя жалобы о неправомерном участии в спорном аукционе от имени ООО "Секретарь" представителя Предпринимателя получили надлежащую оценку после детального исследования судами предыдущих инстанций. Изучив порядок регистрации участников и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о несанкционированном доступе к вышеназванному сайту третьих лиц, суды пришли к обоснованному выводу о том, что передача представителю Предпринимателя индивидуальных данных (логина и пароля) фактически является одобрением со стороны Общества участия в электронных торгах Предпринимателя от имени ООО "Секретарь".
Приведенный выше Порядок регистрации участника также позволяет сделать вывод о том, что подать заявку на участие в аукционе в электронной форме предоставлено право только лицу, располагающим логином и паролем, являющимися индивидуальным кодом доступа к сайту. Следовательно, получив от Общества логин и пароль и направляя заявку на участие в аукционе, представитель Предпринимателя действовал от имени ООО "Секретарь".
Апелляционный суд обоснованно признал несостоятельными ссылки заявителя на отсутствие у Общества ЭЦП на день проведения аукциона (22.06.2010), поскольку в соответствии с Регламентом первичными данными персональной идентификации участника торгов являются данные, полученные при регистрации в Системе, т.е. логин и пароль. При этом, как следует из пункта 4.2. обязанность обеспечения полноты и достоверности информации, указываемой в предусмотренной Системой регистрационной форме, возложена на Участника размещения заказа, проходящего процедуру регистрации. Впоследствии данная информация используется Системой в неизменном виде. В отсутствие ЭЦП у участников размещения заказа подача ценовых предложений невозможна (том дела 1, листы 70, 73).
По смыслу Закона N 94-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, а участник конкурса (аукциона) должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и последующего за этим уклонения от заключения контракта.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, надлежаще исследованы и оценены судами предыдущих инстанций и, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Излишне уплаченные Обществом при подаче кассационной жалобы 1000 руб. государственной пошлины подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А66-10801/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Секретарь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Секретарь", место нахождения: 107258, г. Москва, Гражданская 3-я ул., д. 52; ОГРН 1047796511344, из средств федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченную платежным поручением от 16.06.2011 N 3726.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.