См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2011 г. N Ф07-6394/2011 по делу N А66-5580/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Смирновой И.В. (доверенность от 20.04.2011), от федерального государственного учреждения комбината "Озерный" Росрезерва Китовой Т.Г. (доверенность от 01.08.2011),
рассмотрев 24.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения комбината "Озерный" Росрезерва на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2011 (судья Матвеев А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В. и Шадрина А.Н.) по делу N А66-5580/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога", место нахождения: Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к федеральному государственному учреждению комбинату "Озерный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу, место нахождения: 171075, Тверская область, город Бологое-5, улица Луначарского, дом 40, ОГРН 1036904000792 (далее - Комбинат), о взыскании 374 093 руб. 09 коп. платы за нахождение железнодорожных вагонов на путях общего пользования по договору от 01.08.2007 N 94/Б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации в лице Центрального управления ракетного топлива и горючего, место нахождения: 119160, Москва, К-160, Большая Пироговская улица, дом 23 (далее - Минобороны), и открытое акционерное общество "Первая грузовая компания", место нахождения: 105064, Москва, Старая Басманная улица, строение 1, дом 12 (далее - ОАО "ПГК").
Решением от 17.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2011, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комбинат просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в иске.
Податель жалобы считает, что пунктом 16 договора от 01.08.2007 предусмотрено взимание платы за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя и владельца железнодорожного пути необщего пользования; отсутствует вина Комбината в нахождении спорных вагонов на путях общего пользования; Комбинат выполнил свою обязанность по уведомлению об отказе от использования порожних вагонов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Комбината поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "РЖД" обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и Комбинат (пользователь) 01.08.2007 заключили договор N 94/Б на подачу и уборку вагонов, согласно которому перевозчик обязался оказывать пользователю услуги по подаче, расстановке на места погрузки и выгрузки и уборке вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Комбинату.
Договор действует с учетом протокола согласования разногласий от 09.11.2007 и дополнительного соглашения от 01.08.2007 о внесении изменений в пункт 16 договора.
В пункте 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению которое подлежит передаче посредством телефонограммы не позднее чем за два часа до подачи вагонов круглосуточно дежурным по станции Медведово диспетчеру Комбината.
В силу пунктов 6, 7 и 8 договора (в редакции протокола согласования разногласий) количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается в размере 28.
Согласно пункту 9 договора уведомление о готовности вагонов к уборке пользователь передает перевозчику в лице дежурного по станции Медведово посредством телефонограммы.
В пункте 10 договора определен порядок возвращения вагонов с железнодорожного пути необщего пользования - одновременно поданной группой.
В соответствии с пунктом 12 договора (в редакции протокола согласования разногласий) сдача и прием грузов и вагонов производится на местах погрузки, выгрузки. Технологические нормы на погрузку и выгрузку товара согласованы сторонами в пункте 13.
В силу пункта 16 договора (в редакции дополнительного соглашения) пользователь уплачивает перевозчику в числе прочего плату за нахождение вагонов, контейнеров, не принадлежащих ОАО "РЖД", собственных, арендованных, в том числе арендованных у ОАО "РЖД", за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, в размере 50% от ставок таблиц N 9, 10 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (Тарифное руководство N 2).
Срок действия договора определен с 01.08.2007 по 01.08.2012.
ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК" 15.12.2008 заключили договор N 1429, который регламентирует правоотношения сторон по оказанию ОАО "РЖД" услуг по предоставлению вагонов-цистерн, принадлежащих ОАО "ПГК" на праве собственности и не переданных в пользование ОАО "РЖД" в рамках иных сделок, для участия в железнодорожных перевозках воинских грузов с расчетом по воинскому требованию второй формы во всех видах сообщений по обращениям Минобороны, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
По условиям указанного договора ОАО "ПГК" обязалось предоставить ОАО "РЖД" собственные железнодорожные вагоны по его заявкам не позднее чем за пять суток до даты начала погрузки.
Форма заявки на предоставление вагонов согласована сторонами в виде приложения N 1 к договору.
Комбинат 05.06.2009 обратился к ОАО "РЖД" с заявкой на подачу в июне 2009 года 264 железнодорожных цистерн (с указанием количества цистерн, которые необходимо подать в конкретные календарные даты) с учетом необходимости отгрузки горюче-смазочных материалов в адрес Минобороны (начальная дата подачи вагонов указана ответчиком с 09.06.2009).
ОАО "РЖД" 11.06.2009 обратилось к ОАО "ПГК" с заявкой на предоставление вагонов для их подачи Комбинату на станцию Медведево Октябрьской железной дороги. Всего запрошено 244 вагона. Начальная дата представления вагонов - 16.06.2009.
Данная заявка принята к исполнению.
Комбинатом была указана дата начала подачи вагонов на пути необщего пользования - с 09.06.2009, однако подача вагонов начата ОАО "РЖД" с 01.06.2009 и закончена 07.07.2009. Фактически в адрес Комбината, по данным перевозчика, прибыло 266 вагонов, из которых 243 вагона Комбинат погрузил и отправил грузополучателю.
Перевозчик уведомил Комбинат о времени подачи железнодорожных вагонов в порядке, регламентированном договором, что подтверждено книгой уведомлений.
Учитывая, что в течение июня 2009 года ряд вагонов, поступивших для Комбината, до момента их подачи на пути необщего пользования находились на путях общего пользования, ОАО "РЖД" составило акты общей формы, накопительные ведомости, памятки приемосдатчика, от подписания которых Комбинат отказался.
На основании пункта 16 договора N 94/Б и телеграммы от 17.12.2008 перевозчик в соответствии с Тарифным руководством N 2 по итогам составления названных актов рассчитал плату за нахождение прибывших для Комбината цистерн на путях общего пользования. Размер платы за 134 вагона составил 374 093 руб. 09 коп.
Невнесение данной платы явилось основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск со ссылкой на статьи 309, 784 и 791 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом суды исходили из того, что причины простоя на путях общего пользования цистерн, прибывших в распоряжение Комбината, связаны с ответчиком и грузоотправителем подвижного состава.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 16 договора от 01.08.2007 N 94/Б предусматривает взимание платы за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили исковые требования, признав причины простои цистерн на путях общего пользования зависящими от Комбината. При этом суды не учли следующие обстоятельства.
В соответствии с требованиями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и договора от 01.08.2007 N 94/Б для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом Комбинат предоставляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов. В заявке должно быть указано количество вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и другие сведения.
Во исполнение государственного контракта от 31.03.2009 N НТ/57-2009/301/РТГ-Л-09 Комбинат подал ОАО "РЖД" заявку на подачу порожних цистерн на июнь 2009 года. В заявке указано начало подачи 09.06.2009, окончание 30.06.2009.
Несмотря на указание в заявке начала подачи цистерн 09.06.2009, подача цистерн начата ОАО "РЖД" 01.06.2009. Все цистерны, которые прибывали в адрес Комбината в период с 01.06.2009 по 09.06.2009, были поданы на пути необщего пользования. Данное обстоятельство установлено судами и не оспаривается сторонами.
При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Комбинат указывал на то, что нарушение истцом сроков подачи цистерн повлекли за собой простой вагонов на путях общего пользования и занятость фронтов погрузки-выгрузки на путях необщего пользования. При этом Комбинат представил соответствующие доказательства, которые не были предметом оценки судов.
Из материалов дела усматривается, что на 09.06.2009 на путях необщего пользования находилось 27 цистерн, в то время как пунктом 6 договора от 01.08.2007 N 94/Б предусмотрено максимальное количество одновременно подаваемых вагонов - 28.
Признавая причины простоя цистерн по вине грузоотправителя, суды не сослались на доказательства, подтверждающие данный вывод. Поскольку такой вывод не основан на имеющихся в деле доказательствах, принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует оценить представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статей 64-75 АПК РФ и установить, по какой причине спорные цистерны простаивали на пути общего пользования.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А66-5580/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.