Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Афанасьева С.В. и Казанцевой Р.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транс Карго-М" Лыковой В.Л. (доверенность от 01.07.2011), от общества с ограниченной ответственностью "Система Логистик" Рычковой Т.М. (доверенность от 03.02.2011),
рассмотрев 30.08.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система Логистик" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 (судья Адаев О.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (судьи Смирнова Я.Г., Медведева И.Г., Горшелев В.В.) по делу N А56-992/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Карго-М", место нахождения: Московская обл., г. Мытищи, Олимпийский пр., д. 48, ОГРН 1085029000957 (далее - ООО "Транск Карго-М"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Система Логистик", место нахождения: Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 76, ОГРН 1097847047968 (далее - ООО "Система Логистик"), о взыскании 318 480 руб. задолженности за оказанные услуги по договору транспортной экспедиции от 08.07.2009 N ТК-7/9, а также 117 606 руб. 67 коп. пеней за просрочку оплаты этих услуг, право на взыскание которых предусмотрено пунктом 5.4 вышеуказанного договора.
Решением суда от 09.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2011, с ответчика в пользу истца взыскано 318 480 руб. долга и 58 803 руб. 33 коп. неустойки с применением в части взыскания пеней статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Система Логистик", ссылаясь на несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение ими норм материального права, просит решение от 09.03.2011 и постановление от 24.05.2011 отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для его рассмотрения в ином судебном составе.
Доводы жалобы сводятся к тому, что документы, представленные истцом, не подтверждают факт оказания услуг по спорному договору транспортной экспедиции.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Транс Карго-М" просит решение от 09.03.2011 и постановление от 24.05.2011 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Система Логистик" подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Транс Карго-М" обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами предшествующих инстанций, 08.07.2009 между ООО "Транс Карго-М" (экспедитором) и ООО "Система Логистик" (клиентом) заключен договор транспортной экспедиции N ТК-7/9 (далее - Договор от 08.07.2009), по условиям которого клиент поручает, а экспедитор принимает на себя обязательства за вознаграждение выполнить или оказать услуги по организации перевозок и экспедированию грузов по территории Российской Федерации на условиях, указанных в настоящем договоре.
Организация перевозок грузов производится экспедитором на основании заявки клиента самостоятельно или с привлечением третьих лиц (пункт 2.1 Договора от 08.07.2009). В приложении N 1 к договору стороны согласовали форму заявки, а дополнительным соглашением N 2 - определили ставки тарифов на предоставление клиенту транспортных средств, привлеченных экспедитором для перевозки грузов.
Стороны также предусмотрели, что оплата услуг экспедитора осуществляется в течение пяти банковских дней с даты предоставления клиенту счетов (оригинальных или факсимильных).
Пунктом 5.4 закреплено право экспедитора на взыскание с клиента пеней за просрочку оплаты услуг в размере 0,2% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
ООО "Транс Карго-М" указывает на то, что в рамках Договора от 08.07.2009 оно в период с 12.09.2009 по 03.10.2009 оказало ООО "Система Логистик" услуги по транспортной экспедиции на сумму 318 480 руб., которые последним оплачены не были.
Эти обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Транс Карго-М" в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "Система Логистик" долга и пеней за просрочку оплаты услуг.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, указав, что совокупность представленных в дело доказательств в полной мере свидетельствует о том, что между сторонами спора возникли обязательства из договора транспортной экспедиции, в рамках которого ООО "Транс Карго-М" оказало ООО "Система Логистик" услуги по транспортной экспедиции грузов на сумму 318 480 руб., в связи с чем клиент обязан погасить экспедитору долг и уплатить договорные пени за просрочку оплаты услуг. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает позицию судов правильной и исходит при этом из следующего.
Буквальное толкование условий Договора от 08.07.2009 в соответствии со статьей 431 ГК РФ позволяет прийти к выводу о том, что по своей правовой природе он является договором транспортной экспедиции, правоотношения по которому регулируются главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) определено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В данном случае, как при разрешении спора, так и при пересмотре дела в апелляционном порядке суды всесторонне и полно исследовали обстоятельства и дали правильную оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющимся в деле доказательствам. Установив факт оказания истцом ответчику услуг по транспортной экспедиции, суды предшествующих инстанций правомерно применили статьи 309, 310, 330, 801 ГК РФ и статью 5 Закона N 87-ФЗ, взыскав с ООО "Система Логистик" в пользу ООО "Транс Карго-М" долг и договорные пени, размер которых был уменьшен на основании статьи 333 ГК РФ.
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на то, что в данном случае не доказан факт оказания услуг по вышеуказанному договору, поскольку в деле отсутствуют поручения клиента экспедитору, не может быть принята во внимание.
В статье 2 Закона N 87-ФЗ предусмотрено, что порядок оказания экспедиционных услуг, требования к качеству экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяются утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
К числу таких документов пункт 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, относит поручение экспедитору и экспедиторскую расписку, подтверждающую факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. При этом в пункте 6 Правил отмечено, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 этих Правил.
В настоящем случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что факт возникновения между сторонами спора правоотношений по транспортной экспедиции подтверждается Договором от 08.07.2009, а также принятием истцом в рамках этого договора заявок ответчика на организацию перевозки груза. При этом факт оказания услуг подтвержден имеющимися в деле заявками, счетами, в которых имеются ссылки на номера и даты заявок клиента экспедитору, двухсторонними актами об оказании таких услуг и экспедиторскими расписками.
Равным образом подлежит отклонению и довод подателя жалобы о том, что пункт 5.4 Договора от 08.07.2009, предусматривающий право экспедитора на взыскание с клиента пеней за просрочку оплаты услуг в размере 0,2% в день, противоречит пункту 2 статьи 10 Закона N 87-ФЗ, в котором размер пеней установлен в размере 0,1% в день.
Действующее законодательство не содержит запрета на тот случай, когда стороны при заключении договора устанавливают более высокий размер неустойки по сравнению с размером, который за то же самое правонарушение установлен законом.
Фактически доводы кассационной жалобы ООО "Система Логистик" направлены на переоценку выводов предшествующих инстанций, в то время как оснований для их переоценки не имеется.
При таком положении следует признать, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А56-992/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система Логистик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.