Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Санкт-Петербургского открытого акционерного общества "Красный Октябрь" Коколовой И.К. (доверенность от 01.01.2011), Сорокина А.Ю. (доверенность от 01.01.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского открытого акционерного общества "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2011 (судья Филиппов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 (судьи Серикова И.А., Аносова Н.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-33361/2010,
установил
Санкт-Петербургское открытое акционерное общество "Красный Октябрь", ОГРН 1027802505378, место нахождения: 194100, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 13-15 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) в предоставлении заявителю в аренду без проведения аукциона участка лесного фонда, находящегося на территории Ленинградской области в квартале N 7 (выделы 36, 37, 64) Сосновского лесхоза Борисовского лесничества.
Решением от 26.01.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на необоснованность принятых по делу судебных актов, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление.
Податель жалобы указывает на следующее: действующим законодательством не предусмотрен такой вид договора, как краткосрочное лесопользование; наличие такого договора не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя; неправомерна ссылка судов на необходимость представить в Комитет в качестве приложения к заявлению о предоставлении спорного участка в аренду документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке, поскольку Комитет в обоснование оспариваемого отказа не указал на это обстоятельство; суды пришли к неправильному выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и федеральное государственное учреждение "Сосновский лесхоз" 28.12.2006 заключили договор N 4 краткосрочного пользования участком лесного фонда общей площадью 3,5 га (леса 1 группы, относящиеся по категории защитности к нерестоохранным полосам), находящимся на территории Ленинградской области в квартале N 7 (выделы 36, 37, 64) Сосновского лесхоза Борисовского лесничества, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Общество 03.12.2009 обратилось в Комитет с заявлением N 0760-8126 о предоставлении ему в аренду указанного участка лесного фонда без проведения аукциона в рекреационных целях. В обоснование заявление Общество сослалось на то, что использует данный участок с 1963 года под базу отдыха и что на участке имеются сооружения и здания капитального характера.
Комитет в письме от 16.03.2010 N 01-7887/09-0-1 отказал Обществу в предоставлении спорного участка в аренду, ссылаясь на то, что действующим законодательством разрешается предоставление в аренду лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды только для осуществления видов использования лесов, предусмотренных статьями 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на то, что отказ Комитета в заключении с ним договора аренды названного лесного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 и 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 той же статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений - осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесные участки, на которых расположены объекты недвижимости, могут быть предоставлены в аренду собственникам этих объектов по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которая в таких случаях имеет приоритет перед нормой части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Общество при обращении в декабре 2009 года в Комитет с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду не приложило к заявлению приведенные в указанном перечне документы, подтверждающие его право собственности на объекты недвижимости, расположенные на данном участке, в связи с чем суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у Комитета возможности проверить факт нахождения на участке объектов недвижимости. Участок, на котором расположены объекты недвижимости Общества, не прошел кадастровый учет, не сформирован в установленном порядке; площадь участка, занятого объектами недвижимости Общества и необходимого для их использования, не определена по правилам статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. К тому же право собственности Общества на нежилые объекты базы отдыха зарегистрировано только 16.12.2010.
Поскольку с учетом приведенных обстоятельств у Комитета отсутствовали законные основания для предоставления Обществу в аренду испрашиваемого лесного участка, суды правомерно оказали в удовлетворении заявления.
Кроме того, Общество не доказало нарушения оспариваемым отказом своих прав и законных интересов, так как вступившим в силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2010 по делу N А56-44337/2010 по иску Комитета о взыскании с Общества задолженности по арендной платы по краткосрочному договору от 28.12.2006 установлено, что действие это договора продлилось на неопределенный срок; данный договор не расторгнут и не прекращен.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А56-33361/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского открытого акционерного общества "Красный Октябрь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.