Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 20.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Плесецкое" Плесецкого муниципального района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Плесецкое" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2011 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 (судьи Журавлев А.В., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-13108/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Комсервис", место нахождения: Архангельская обл., Плесецкий р-н, пос. Плесецк, Партизанская ул., д. 17, ОРГН 1082920000503 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Плесецкое" в лице администрации муниципального образования "Плесецкое", место нахождения: Архангельская обл., Плесецкий р-н, пос. Плесецк, Партизанская ул., д. 17, ОРГН 1052920020977 (далее - Администрация), о взыскании 2 977 088 руб. убытков по водоснабжению и водоотведению за 2009 год и процентов.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество уточнило размер заявленных требований и отказалось от взыскания процентов.
Решением от 26.01.2011 суд принял отказ истца от иска о взыскании 184 341 руб. 42 коп. процентов и прекратил производство по делу в этой части. С Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Общества взыскано 2 977 088 руб. убытков и 37 885 руб. 44 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Из федерального бюджета Обществу возвращена государственная пошлина в размере 921 руб. 72 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2011 решение от 26.01.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы считает, что возмещение убытков истцу должно производиться в пределах бюджетного финансирования, предусмотренного местным бюджетом муниципального образования "Плесецкое" (далее - МО).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) и Администрация (заказчик) заключили генеральные договоры от 11.01.2009, 01.07.2009, 01.08.2009, 01.09.2009, 01.10.2009, 01.11.2009 и от 01.12.2009 на выполнение исполнителем работ по решению вопросов местного значения в части организации и обеспечения населения услугами водоснабжения и водоотведения с возмещением за счет заказчика убытков между экономически обоснованными и действующими тарифами.
Согласно пунктам 3 названных договоров возмещение убытков от разницы между экономически обоснованными тарифами и действующими тарифами осуществляется в размере 436 500 руб. в месяц в пределах бюджетного финансирования, предусмотренного бюджетом на 2009 год. Увеличение суммы возмещения убытков производится с учетом аргументированных заявок исполнителя путем внесения соответствующих изменений в местный бюджет.
В 2009 году истец осуществлял услуги населению по водоснабжению и водоотведению, что подтверждается материалами дела и ответчиком не отрицается.
Оказанные Обществом услуги по водоснабжению и водоотведению оплачивались населением по тарифу, установленному на 2009 год решением совета депутатов МО от 15.01.2009 N 32, согласно которому экономически обоснованный тариф на водоснабжение равен 40,80 руб. за кубический метр отпущенной воды (с учетом НДС), уровень платежей для населения от экономически обоснованного тарифа (61,3%) - 25 руб. за кубический метр в жилых домах, оборудованных централизованным отоплением, а также уровень платежей для населения от экономически обоснованного тарифа (27,5%) - 11,20 руб. за кубический метр в жилых домах при отсутствии централизованного отопления. Экономически обоснованный тариф на водоотведение - 50,17 руб. за кубический метр сточной жидкости (с НДС), уровень платежей для населения от экономически обоснованного тарифа (30,7%) - 15,40 руб. за кубический метр.
Общество с целью возмещения убытков, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на водоснабжение и водоотведение, отпускаемые на нужды населения, на основании заключенных договоров выставило Администрации счета-фактуры от 16.02.2009 N 245 и N 246; от 10.03.2009 N 460 и от 09.04.2009 N 758; от 12.05.2009 N 1033 и от 11.06.2009 N 1313; от 15.07.2009 N 1596 и от 12.08.2009 N 1850; от 14.09.2009 N 2079 и от 16.10.2009 N 2361; от 20.11.2009 N 2621 и от 16.12.2009 N 2926 на общую сумму 2 977 088 руб., а также представил сведения о фактических объемах оказанных услуг населению по водоснабжению и водоотведению за 2009 год.
Пунктом 1.5 договоров предусмотрено, что возмещение убытков производится на основании представления соответствующей документации в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Суды пришли к выводу, что требования Общества являются обоснованными как по праву, так и по размеру, и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Таким образом, орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение данных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Как следует из материалов дела и установлено судом, орган местного самоуправления в лице совета депутатов МО в соответствии с полномочиями, предоставленными ему в области тарифного регулирования, утвердил для населения тариф коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению ниже экономически обоснованных тарифов.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В материалы дела представлены доказательства, которые подтверждают, что вследствие применения тарифов, утвержденных для населения муниципального образования, сумма доходов, складывающаяся из платы населения за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, не обеспечивает Предприятию полного возмещения затрат, связанных с предоставление этих услуг.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о том, что установив названным решением заниженные тарифы для населения, МО приняло на себя обязанность полного возмещения организации жилищно-коммунального хозяйства расходов по предоставлению названных услуг за счет средств бюджета. Обязанность органов местного самоуправления предусмотреть средства для компенсации разницы в стоимости данных услуг вызвана необходимостью соблюдать баланс частных и публичных интересов. Установление платы ниже себестоимости услуг, оказываемых ресурсоснабжающей организацией, само по себе ведет к возникновению у нее убытков.
Ввиду изложенного доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Расчет причиненных истцу убытков проверен судом и признан верным.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и соответствуют собранным по делу доказательствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу N А05-13108/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Плесецкое" Плесецкого муниципального района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Плесецкое" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.