Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кужаровой Н.И. и Шпачевой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис" Рукина М.В. (доверенность от 28.01.2011), от Комитета финансов Санкт-Петербурга Рыжих Я.Н. (доверенность от 09.12.2010),
рассмотрев 20.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 (судья Виноградова Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Несмиян С.И.) по делу N А56-41841/2010,
установил
Закрытое акционерное общество "Завод комплексной переработки отходов", место нахождения: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Горелово, Волхонское шоссе, д. 20 (далее - ЗАО "Завод КПО", Завод), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств", место нахождения: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2 (далее - Учреждение), о взыскании 5 350 руб. 80 коп. задолженности за оказанные услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Определением суда от 14.10.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис", место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 4/2, ОГРН 1077847020734 (далее - ООО "ЭКОМ-Сервис", Общество); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга и Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Решением от 21.12.2010 исковые требования удовлетворены за счет ООО "ЭКОМ-Сервис". В иске к Учреждению судом отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЭКОМ-Сервис", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение ими норм материального и процессуального права, просит решение от 21.12.2010 и постановление от 06.05.2011 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
При этом податель жалобы указывает следующее: удовлетворяя требования Завода за счет ООО "ЭКОМ-Сервис", суды оставили без внимания факт отсутствия вины Общества в возникновении у истца убытков, которые в действительности образовались у него вследствие отсутствия финансирования со стороны третьего лица - Жилищного комитета Санкт-Петербурга; государственный контракт от 13.01.2009 N 40/08, заключенный между Обществом и Учреждением, не устанавливает обязанности ООО "ЭКОМ-Сервис" по захоронению и размещению отходов, а также по возмещению возникающих в связи с этим расходов третьим лицам.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет финансов Санкт-Петербурга просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "ЭКОМ-Сервис" подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Остальные участники судебного процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Завод является специализированной организацией, оказывающей услуги по захоронению отходов, в том числе твердых бытовых отходов (ТБО), образованных населением Санкт-Петербурга.
В сентябре 2009 года истец осуществил захоронение ТБО в количестве 84 куб. м, вывезенных с территории общежития, которым осуществляет управление Учреждение.
В подтверждение факта оказания данных услуг Заводом представлены в материалы дела первичные учетные документы в области обращения с отходами: талоны, составленные по форме, утвержденной распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р, и имеющие отметки Учреждения и Общества; справка ООО "ЭКОМ-Сервис" как лица, осуществившего вывоз ТБО.
Ссылаясь на то, что оказанные услуги по захоронению отходов не были оплачены Учреждением, Завод обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с него 5 350 руб. 80 коп.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что до марта 2009 года оплата услуг по захоронению ТБО, образовавшихся от жизнедеятельности жителей Санкт-Петербурга, производилась за счет бюджета Санкт-Петербурга в пределах выделенных на эти цели средств и в соответствии с государственным контрактом, заключаемым государственным заказчиком (Санкт-Петербургом) и переработчиком. Данное положение было установлено распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р.
Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон) были предусмотрены бюджетные средства на предоставление субсидий на покрытие выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по утилизации (захоронению) ТБО (пункт 7.38 Приложения 3 Ведомственной структуры расходов вышеуказанного Закона).
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 265 "О порядке предоставления в 2009 году субсидий на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, образуемых населением, по регулируемым тарифам" размер таких субсидий в целях возмещения части недополученных доходов юридическим лицам, оказывающим услуги по захоронению ТБО, составил 88%. При этом предусмотрено, что предоставление таких субсидий осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе на основании договоров о предоставлении субсидий, заключаемых между Жилищным комитетом Санкт-Петербурга и получателями субсидий.
На основании представленных в материалы дела документов, доводов и объяснений сторон, судом первой инстанции установлено, что предусмотренные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 265 выделенные средства были освоены к июлю 2009 года, в связи с чем с 01 сентября 2009 года прекратил свое действие договор от 05.05.2009 N СУ/02, заключенный Заводом с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р, в связи с изданием которого утратило силу распоряжение от 17.02.2003 N 3-р, руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) бытовых отходов со специализированными организациями, оказывающими услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
В спорном случае из материалов дела видно, что такой договор между Заводом и Учреждением не заключался, однако как установили суды, стоимость оказания услуг по утилизации (захоронению) отходов была включена в состав платы, которую Учреждение перечисляло Обществу на основании заключенного с ним государственного контракта на вывоз твердых коммунальных отходов (бытового мусора) от 13.01.2009 N 40/08.
К данному выводу суды пришли исходя из анализа условий контракта, в состав цены которого входило возмещение затрат на переработку и обезвреживание отходов (пункт 4.1).
При этом суд апелляционной инстанции правильно отметил, что переработка и обезвреживание отходов могут производиться исключительно на полигонах, где производится захоронение отходов, следовательно, нет оснований полагать, что ООО "ЭКОМ-Сервис", осуществляющее исключительно транспортировку отходов, понесло какие-либо затраты на их переработку и обезвреживание.
Принимая, однако, во внимание, что ООО "ЭКОМ-Сервис" в составе стоимости услуг по вывозу отходов в количестве 84 куб. м в сентябре 2009 года получило от Учреждения денежные средства в том числе и за услуги, которые фактически оказаны истцом, то следует признать, что такие денежные средства обоснованно расценены судами в качестве неосновательного обогащения Общества и на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации взысканы в пользу Завода.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, вынесенные по делу решение от 21.12.2010 и постановление апелляционной инстанции 06.05.2011 подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А56-41841/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.