Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. (доверенность от 15.06.2009),
рассмотрев 19.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Великие Луки Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 08.02.2011 (судья Жупанова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А52-3226/2010,
установил
Администрация города Великие Луки Псковской области, место нахождения: 182100, Псковская обл., г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 24, ОГРН 1026000903994 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к государственному предприятию Псковской области "Дорпрогресс", место нахождения: 180004, г. Псков, д. 3, ОГРН 1026000981302 (далее - Предприятие), о понуждении передать всю необходимую документацию для регистрации права собственности на жилые дома 98/1 и 100 по Октябрьскому проспекту, а именно: кадастровый (технический) паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: г. Великие Луки, пр. Октябрьский, д. 98/1; кадастровый паспорт на земельный участок, на котором расположен этот жилой дом; технические паспорта на квартиры N 1 и 2 дома 100 по пр. Октябрьскому г. Великие Луки (с учетом уточнения требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям и администрация Псковской области.
Решением суда от 08.02.2011 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.05.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, имеющих значение для разрешения спора, неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить исковые требования.
Податель жалобы, ссылаясь на часть 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указывает, что судами не учтены нормы, которые, по его мнению, предусматривают передачу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с эксплуатацией дома документов, Предприятие же передало Администрации при передаче дома только технический паспорт на домовладение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Распоряжением администрации Псковской области от 23.12.2005 N 291-р "О передаче объектов коммунально-бытового назначения, относящихся к собственности области, в муниципальную собственность" предписано принять предложение Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям о безвозмездной передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения, относящихся к собственности области, согласно приложениям; подготовить указанному комитету передаточные акты и обеспечить их подписание уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в десятидневный срок с момента подписания указанного распоряжения.
В приложении N 24 к распоряжению перечислены объекты, передаваемые в собственность муниципального образования "Город Великие Луки", в том числе жилые дома, закрепленные на праве хозяйственного ведения за Предприятием, расположенные по адресу: г. Великие Луки, пр. Октябрьский, д. 98/1 и 100.
Согласно пункту 3 распоряжения право собственности на имущество, находящееся в собственности области, передаваемое в соответствии с пунктом 1 названного распоряжения, переходит к муниципальным образованиям с момента подписания передаточных актов, но не позднее 31 декабря 2005 года.
Согласно приказу от 23.12.2005 N 611 администрация Псковской области внесла изменения в распоряжение от 30.12.2003 N 328, а именно: дополнила акт приема передачи автомобильных дорог территориального значения перечнем объектов недвижимости, обязала Предприятие зарегистрировать право хозяйственного ведения на передаваемые объекты.
Приказом от 31.12.2005 N 158 Предприятие обязало главного бухгалтера снять с балансового и инвентарного учета упомянутые жилые дома и передать в Комитет по управлению муниципальным имуществом соответствующих муниципальных образований имеющиеся технические паспорта и другие документы на домовладения.
По акту приемки-передачи от 31.12.2005 в муниципальную собственность города Великие Луки передано государственное имущество Псковской области, в частности упомянутые дома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.09.2006 N 03/001/2006-3700 Токарева Е.А. является собственником квартиры N 1 площадью 37,2 кв.м в жилом доме 100 по пр. Октябрьский.
Письмами от 24.04.2006 N 1/8-1207 и от 13.07.2006 N 1380 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Великие Луки предложил Предприятию передать необходимый комплект документов для оформления прав и дальнейшей эксплуатации передаваемых объектов жилищного фонда.
Предприятие 31.05.2006 уведомило Администрацию и другие государственные органы о совершении действий по передаче объектов, в том числе и упомянутых жилых домов.
Предприятие по акту от 02.11.2006 приема-передачи документации по упомянутым жилым домам передало в Комитет по управлению муниципальным имуществом технические паспорта домовладения.
В акте технического обследования упомянутых жилых домов от 25.10.2007 указано, что в связи с большим износом конструкций домов восстановление и прием в муниципальную собственность или на техническое обслуживание этих домов не целесообразен.
Администрация, ссылаясь на Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374), приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.08.2001 N 233 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения", письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления", полагая, что Предприятие не выполнило обязательства по передаче документов для целей государственной регистрации перехода права собственности на упомянутые объекты, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали возникновение у муниципального образования "Город Великие Луки" права собственности на указанные жилые помещения с 31.12.2005 на основании распоряжения от 23.12.2005 N 291-р и акта приема-передачи от 31.12.2005. Суды сочли, что с этого момента у Администрации возникло право распоряжаться имуществом по своему усмотрению, получать в компетентных организациях техническую документацию, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости и нести бремя его содержания.
Суды применили пункт 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и посчитали, что требование Администрации является необоснованным, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие обязанность Предприятия передать истребуемые документы Администрации, так как не имеется доказательств, подтверждающих наличии этих документов у Предприятия. В связи с этим суды отказали в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и сделали обоснованные выводы об отсутствии у Администрации оснований для истребования указанных документов у Предприятия. На основании имеющихся в деле доказательств суды правомерно установили, что право собственности на упомянутое имущество возникло у муниципального образования "Город Великие Луки" 31.05.2005, Предприятие при передаче объектов недвижимости передало Администрации имеющуюся техническую документацию на домовладения. Доказательств, подтверждающих наличие у Предприятия документов, истребуемых Администрацией, в деле не имеется. Суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для обязания Предприятия передать Администрации документы, указанные в иске.
Поскольку нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 08.02.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 по делу N А52-3226/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Великие Луки Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.