Приложение N 2
к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации
от 28 ноября 2024 г. N 838
Критерии
формирования перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, и требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций
I. Общие положения
1. Настоящие Критерии и Требования разработаны в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 768 1, действующим до 1 января 2027 г., техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797 2, действующим до 1 января 2027 г., техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798 3, действующим до 1 января 2027 г., техническим регламентом Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879 4, действующим до 1 января 2027 г., техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32 5, действующим до 1 января 2027 г., санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), действующими до 1 января 2027 г., санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г., санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296) 6, действующими до 1 марта 2027 г., санитарными правилами СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953) 7, действующими до 1 января 2027 г., санитарными правилами СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61893), действующими до 1 января 2027 г., строительными нормами и правилами, требованиями пожарной безопасности и электробезопасности, требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100) 8, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100) 9, федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480) 10, с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 января 2014 г., регистрационный N 31045) 11, от 24 мая 2024 N 261н "Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный N 78364), действующим до 1 сентября 2030 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100)" имеется в виду "федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101)"
2. Настоящие Критерии и Требования предназначены для формирования Министерством просвещения Российской Федерации перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования (далее соответственно - перечень средств обучения и воспитания, средства обучения и воспитания, общеобразовательные организации), в целях его применения при расчете объема субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией указанных мероприятий.
II. Критерии формирования перечня средств обучения и воспитания
3. Критериями формирования перечня средств обучения и воспитания являются:
1) возможность формирования средств обучения и воспитания в функционально-связанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся, соответствующие реализуемым образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования;
2) возможность использования средств обучения и воспитания для организации образовательной деятельности;
3) доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
4) безопасность использования средств обучения и воспитания.
III. Требования к функциональному оснащению общеобразовательных организаций
4. Оснащение общеобразовательных организаций должно осуществляться в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания. В перечень включено основное и дополнительное вариативное оборудование. К основному оборудованию, включенному в перечень средств обучения и воспитания, относится оборудование, обязательное к приобретению для оснащения общеобразовательной организации. Дополнительное вариативное оборудование, указанное в перечне средств обучения и воспитания, комплектуется субъектом Российской Федерации исходя из потребностей и специализации общеобразовательной организации при условии оснащения общеобразовательной организации всем основным оборудованием.
Количество приобретаемого основного и дополнительного вариативного оборудования должно обеспечивать реализацию основных общеобразовательных программ. Все оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.
5. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ и наличия предметных кабинетов и общешкольных помещений в соответствии с архитектурными решениями проектной документации объекта общеобразовательной организации, средства обучения и воспитания приобретаются:
1) для снарядной при универсальном спортивном зале, малых спортивных залов спортивного комплекса, плавательного бассейна, группы продленного дня, игровой для группы продленного дня, кабинетов учителя-логопеда (учителя-дефектолога), школьного психолога, проектно-исследовательской деятельности для начальных классов, кабинета естествознания;
2) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для общеобразовательных организаций с углубленным изучением ряда учебных предметов (физика, химия, биология);
3) при наличии профильных направлений образовательных программ (инженерно-технологическое и медико-биологическое направления);
4) при наличии обучающихся по адаптированным образовательным программам (комплекс оборудования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью);
5) при отсутствии возможности проведения практических занятий по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР)" на специализированных полигонах;
6) при наличии лабораторий и студий для внеурочной деятельности.
6. В зависимости от реализуемых основных общеобразовательных программ и наличия предметных кабинетов в соответствии с проектом здания общеобразовательной организации, функциональное оснащение предполагает:
1) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения начального общего образования по образовательным программам начального общего образования: кабинеты начальных классов, музыки, кабинет проектно-исследовательской деятельности для начальных классов, кабинеты учителя логопеда (учителя-дефектолога), школьного психолога, помещение и игровая для группы продленного дня, мобильный компьютерный класс для начальных классов;
2) комплекс оснащения кабинетов, предназначенных для получения основного общего и среднего общего образования по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования соответственно: кабинеты русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, географии, изобразительного искусства, музыки, физики, химии, биологии и экологии, естествознания, астрономии, математики, информатики, труда (технологии), основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР), профильных классов, мобильный компьютерный класс (может быть организован на базе любого предметного кабинета).
7. Наряду с комплексами, указанными в пункте 6 настоящих Критериев и Требований, функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:
1) комплекса оснащения общешкольных помещений общеобразовательных организаций, включающего: входную зону, гардероб, библиотечно-информационный центр, многофункциональный актовый зал, столовую и пищеблок, вспомогательное помещение при столовой для мытья рук, спортивный комплекс, кабинет учителя физической культуры, кабинеты директора и административного работника, учительскую, коридоры и рекреации, рекреации для начальных классов, медицинский комплекс, серверную, туалеты, туалеты и душевые при спортивном комплексе, кабинет видео-конференц-связи и дистанционного обучения. Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, гигиена, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управление и обеспечение безопасности общеобразовательной организации;
2) комплекса оснащения помещений внеурочной деятельности, оборудование которого является дополнительным вариативным оборудованием и включает: студию искусства и дизайна, издательский центр, школьную телестудию и систему внутришкольного телевещания, школьную фотостудию, центр детских инициатив. Основное функциональное назначение указанного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.
8. В зависимости от проекта здания общеобразовательной организации, несколько кабинетов могут быть объединены в один. При этом такой кабинет, предназначенный для изучения нескольких дисциплин, должен иметь средства обучения и воспитания для каждой из них.
9. На базе образовательных программ основного общего и среднего общего образования общеобразовательная организация может иметь профильные направления. В зависимости от выбранного профиля образовательной программы может быть создан комплекс кабинетов - модуль, позволяющий сосредоточиться на изучении предметов, соответствующих определенному профилю: модуль для изучения естественнонаучных дисциплин и медико-биологический класс, модуль гуманитарного цикла, инженерно-технологический модуль.
10. Основное функциональное назначение модулей - обеспечение успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой и робототехникой, цифровых технологий, конструирования, технологий беспилотных летательных аппаратов, сельскохозяйственные работы на пришкольном участке для получения большего количества компетенций по предмету "Биология и экология", ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии.
11. Модуль для изучения естественнонаучных дисциплин может включать:
1) кабинет физики (включая оснащение кабинета физики, лаборантской), кабинет химии (включая оснащение кабинета химии и лаборатории, лаборантской), кабинет биологии и экологии (включая оснащение кабинета биологии и экологии, лаборантской, пришкольного участка для сельхозработ), медико-биологический класс;
2) мобильный компьютерный класс на базе кабинета математики или кабинета информатики;
3) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
12. Модуль гуманитарного цикла может включать:
1) кабинет русского языка, кабинет литературы, кабинет родного языка, кабинет родной литературы;
2) кабинет иностранного языка, кабинет второго иностранного языка, лингафонный кабинет или мобильный лингафонный кабинет;
3) кабинет истории, кабинет обществознания, кабинет географии, кабинет географии и экономики;
4) кабинет изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения;
5) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
13. Инженерно-технологический модуль может включать:
1) универсальный столярно-слесарный кабинет кабинета труда (технологии), предполагающий возможность обработки конструкционных материалов, кабинет цифровых технологий и технологий беспилотных летательных аппаратов на базе кабинета труда (технологии), инженерно-технологического класса.
2) кабинет основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР), инженерно-технологический класс;
3) иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.
------------------------------
1 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
2 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
3 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
4 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
5 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
6 С изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 24 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2023 г., регистрационный N 72558).
7 С изменением, внесенным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N 12 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2022 г., регистрационный N 68213).
8 С изменениями, внесенными приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 N 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69676), от 8 ноября 2022 г. N 955 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72264), от 22 января 2024 N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2024 г., регистрационный N 77330).
9 С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675), от 8 ноября 2022 г. N 955 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 72264), от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121), от 22 января 2024 N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2024 г., регистрационный N 77330).
10 С изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2015 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2017 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2017 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2020 г., регистрационный N 61749), от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828), от 12 августа 2022 г. N 732 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2022 г., регистрационный N 70034), от 27 декабря 2023 г. N 1028 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2024 г., регистрационный N 77121).
11 С изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 613н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2015 г., регистрационный N 39538), от 21 февраля 2020 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2020 г., регистрационный N 59083).