В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. 565-ФЗ "О занятости населения в Российской федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Волгоградской области.
2. Признать утратившими силу:
приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24 сентября 2015 г. N 400 "О реализации специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, в Волгоградской области";
приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 22 мая 2017 г. N 223 "Об утверждении Порядка сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве";
подпункт 1.1 пункта 1 приказа комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 29 апреля 2019 г. N 152 "О внесении изменений в некоторые приказы комитета по труду и занятости населения Волгоградской области".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета по труду и занятости населения Волгоградской области Л.Е. Мананьеву.
4. Настоящий приказ вступает в силу с даты официального опубликования.
Председатель комитета |
Д.П. Локтионов |
Утвержден
приказом
комитета по труду и
занятости населения
Волгоградской области
от 18.12.2024 N 353
Порядок
осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Волгоградской области (далее - Порядок)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Волгоградской области.
1.2. Специальные мероприятия по содействию занятости инвалидов включают в себя:
1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
3) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПРА);
4) сопровождение при содействии занятости инвалидов;
5) создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности;
6) организацию прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей.
1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, установлены Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ) и нормативными правовыми актами Волгоградской области.
1.4. Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения Волгоградской области (далее - Центр занятости населения Волгоградской области) через свои территориальные подразделения, созданные в административно-территориальных единицах Волгоградской области (далее - Территориальные центры занятости населения) оказывает индивидуальную помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту жительства или месту пребывания, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в сфере занятости населения, а также по иным вопросам в сфере занятости населения.
1.5. В части содействия в трудоустройстве инвалидам органы службы занятости населения Волгоградской области осуществляют следующие мероприятия:
1) анализ потребности инвалидов в трудоустройстве;
2) учет квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, подбор работников из числа инвалидов для трудоустройства на такие рабочие места;
3) содействие работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в том числе содействие в подборе работников из числа инвалидов, информирование и консультирование работодателей по вопросам организации рабочего места для трудоустройства инвалида;
4) сбор и предоставление работодателям информации об организациях, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, предусмотренным пунктом 2 части 6 статьи 38 Федерального закона N 565-ФЗ;
5) информационное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, в том числе представление им сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
6) содействие в трудоустройстве инвалидов в государственные и муниципальные учреждения, на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в юридические лица, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет более 50 процентов.
II. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для инвалидов
2.1. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 565-ФЗ, законом Волгоградской области от 05 декабря 2005 г. N 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" (далее - Закон Волгоградской области N 1127-ОД).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Волгоградской области N 1127-ОД на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых превышает 35 человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников (три процента с 1 марта 2025 г.).
2.2. Территориальные центры занятости населения получают ежемесячную информацию от работодателей о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - отчет) посредством единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" или иных информационных ресурсов, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2.3. Отчет представляется работодателями в соответствии с правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов", и по форме согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости".
2.4. В пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели создают специальные рабочие места, количество которых определено приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области (далее - Облкомтруд) от 15 сентября 2016 г. N 322 "Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области".
2.5. Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
2.6. Облкомтрудом осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 23 августа 2021 г. N 458-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты".
2.7. Облкомтруд и Центр занятости населения Волгоградской области, в том числе через Территориальные центры занятости населения, в целях содействия работодателям в установлении в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в рамках реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области, проводят:
1) консультирование работодателей, проведение разъяснительных встреч и семинаров о требованиях законодательства, порядке установления квоты для приема на работу инвалидов и возможностях взаимодействия с органами службы занятости по данному вопросу;
2) разработку методических материалов для работодателей по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов и оснащению специальных рабочих мест;
3) информирование работодателей о требованиях законодательства.
III. Стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов
3.1. Меры финансового стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов осуществляются в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 503-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области".
3.2. В целях стимулирования создания работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов без выделения финансирования органами службы занятости населения Волгоградской области реализуются следующие меры:
1) популяризация практики заключения соглашений о трудоустройстве инвалидов с общественными организациями;
2) организация участия работодателей Волгоградской области во Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов "Абилимпикс", в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 927 "О Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов "Абилимпикс".
IV. Создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА
4.1. Центр занятости населения Волгоградской области через свои Территориальные центры занятости населения в целях содействия инвалидам в трудоустройстве на вакансии в соответствии с ИПРА осуществляет:
1) профессиональную ориентацию инвалидов, в том числе путем проведения профессиональных тестов и диагностики, включая использование аппаратно-программного комплекса "Мультипсихометр" и других методик и инструментов для профессиональной диагностики инвалида;
2) индивидуальные консультации инвалидов с назначением персональных консультантов, которые работают с инвалидами в целях разработки индивидуальных карьерных планов. Консультанты помогают определить сильные стороны, потенциальные карьерные пути и шаги для их достижения, а также дают рекомендации по повышению квалификации;
3) проведение групповых тренингов, направленных на развитие навыков самопрезентации, составления резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям (использование различных форматов тренингов, например, ролевые игры, моделирование собеседований и обратную связь по результатам тренингов);
4) ознакомление инвалидов с информационными ресурсами: соответствующим разделом на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", региональными сайтами и мобильными приложениями, предоставляющими инвалидам информацию о доступных вакансиях, образовательных возможностях, программах социальной поддержки и правовых аспектах трудоустройства.
4.2. Центр занятости населения Волгоградской области через свои Территориальные центры занятости населения в целях содействия работодателям в создании условий труда в соответствии с ИПРА осуществляет:
1) консультирование работодателей, в том числе с привлечением компетентных по отдельным вопросам партнеров службы занятости (по оценке условий труда, по медицинским вопросам и т.д.), в части создания и организации процесса по адаптации рабочих мест в соответствии с потребностью инвалидов, включая установку специализированного оборудования, изменение рабочего графика, организацию безбарьерной среды;
2) индивидуальные консультации по вопросам подбора кадров из числа незанятых инвалидов;
3) разработку по запросам работодателей, принимающих на работу инвалида, индивидуального плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида при оформлении его трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формирования пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя;
4) содействие в организации программ наставничества, в рамках которых опытные сотрудники помогают инвалидам адаптироваться к новым условиям работы, освоить профессиональные задачи и интегрироваться в коллектив;
5) проведение тренингов и семинаров для работодателей по вопросам организации рабочего места для инвалидов, их адаптации и эффективного взаимодействия, в том числе в части разъяснений требований законодательства и обмена лучшими практиками;
6) организация взаимодействия работодателей с общественными организациями в части предоставления информации об инвалидах, нуждающихся в трудоустройстве.
V. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
5.1. Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимаются оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
5.2. Мероприятие по сопровождению при содействии занятости инвалидов осуществляет Центр занятости населения Волгоградской области через свои Территориальные центры занятости населения с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
5.3. Территориальный центр занятости населения оказывает индивидуальную помощь инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности.
5.4. При обращении инвалида в Территориальный центр занятости населения за ним закрепляется персональный карьерный консультант, который сопровождает инвалида на всех этапах поиска подходящей работы, получения государственных услуг в сфере занятости населения, дополнительных услуг, предоставляемых Территориальным центром занятости населения.
5.5. Требования к порядку осуществления полномочия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, требования к обеспечению процессов предоставления государственной услуги установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
5.6. Территориальные центры занятости населения в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида, ищущего работу, осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
5.7. Территориальный центр занятости населения содействует работодателю в формировании плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида на рабочем месте (при обращении работодателя).
VI. Создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности
6.1. Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется в рамках предоставления Территориальными центрами занятости населения государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
6.2. Инвалидам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется единовременная финансовая помощь в соответствии с Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 26 марта 2012 года N 171-п "Об утверждении Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости" (далее - Порядок предоставления единовременной финансовой помощи).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи право первоочередного рассмотрения бизнес-плана имеют безработные граждане, относящиеся к категориям инвалидов.
6.3. В целях получения консультаций, проведения тестирования, оказания помощи в подготовке разрабатываемых бизнес-планов, безработные граждане из числа инвалидов могут быть направлены на обучающие семинары в Центр инноваций социальной сферы Волгоградской области Государственного автономного учреждения Волгоградской области "Мой бизнес".
VII. Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей
7.1. Организация обучения инвалидов новым профессиям осуществляется в рамках предоставления Территориальными центрами занятости населения государственной услуги по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности, а также в рамках мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
7.2. Облкомтрудом и Центром занятости населения Волгоградской области в целях повышения эффективности организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования реализуют следующие мероприятия:
1) проведение регулярного анализа рынка труда для выявления наиболее востребованных профессий и навыков в целях составления регионального перечня наиболее востребованных профессий;
2) проведение анкетирования, интервью и консультаций с инвалидами для определения их профессиональных интересов и потребностей в обучении;
3) создание планов обучения инвалидов с учетом рекомендаций ИПРА (как долгосрочных, так и краткосрочных);
4) содействие в оформлении документов и направлении их в образовательные учреждения;
5) организация оплачиваемых стажировок инвалидов в организациях-партнерах для получения практического опыта и повышения шансов на трудоустройство;
6) создание системы регулярного мониторинга и оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению инвалидов в части их дальнейшего трудоустройства по полученной профессии и закрепляемости на рабочем месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 18 декабря 2024 г. N 353 "Об утверждении Порядка осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Волгоградской области и признании утратившими силу некоторых приказов комитета по труду и занятости населения Волгоградской области"
Вступает в силу с 19 декабря 2024 г.
Опубликование:
сетевое издание "Волгоград.Ру" (www.pravo.volgograd.ru) 19 декабря 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2024 г. N 3401202412190007