Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РОБ" Полленского О.В. (доверенность от 22.10.2010), от Калининградского акцизного таможенного поста Ненашева Д.А. (доверенность от 11.01.2011 N 40-01-53/05),
рассмотрев 26.09.2011 в открытом судебном заседании (после перерыва в судебном заседании 19.09.2011) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОБ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по делу N А21-8743/2010 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "РОБ" (место нахождения: 238450, Калининградская обл., Багратионовский р-н, г. Мамоново, Артиллерийская ул., 14, 3, ОГРН 1103925000288; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании бездействия Калининградского акцизного таможенного поста (место нахождения: 238420, Калининградская обл., Багратионовский р-н, г. Багратионовск, ул. Дружбы, 16, ОГРН 1103925001740; далее - таможенный пост), выразившегося в невыдаче паспорта транспортного средства (далее - ПТС) на автобус Mersedes-Benz Sprinter 313 CDI, оформленный по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10009200/020810/0002606. Общество также просит суд обязать таможенный пост выдать ПТС на указанное транспортное средство.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2011 решение от 28.12.2010 отменено, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление от 08.04.2011 и оставить в силе решение от 28.12.2010. Общество считает постановление суда апелляционной инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права - положений частей 3, 4 статьи 65, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункта 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.07.2005 за N 6842; далее - Положение).
Общество не согласно с выводом апелляционной инстанции о правомерности невыдачи таможенным постом обществу ПТС на ввезенное автотранспортное средство в связи с изменением его типа и необходимостью представить одобрение типа транспортного средства.
Ввиду обстоятельств дела податель жалобы обращает внимание, что ни таможенный орган, ни суд апелляционной инстанции не указали, какой нормой права закреплено документальное оформление изменения типа транспортного средства в стране-импортере, какое значение имеет это обстоятельство для оценки законности действий органа, уполномоченного на выдачу ПТС в Российской Федерации. Общество считает ошибочным применение к спорной ситуации Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 (далее - Правила сертификации), поскольку они распространяются на выпускаемые в обращение механические транспортные средства, не находившиеся ранее в эксплуатации.
Кроме того, заявитель полагает, что апелляционный суд неправомерно (в нарушение требований статей 65 и 268 АПК РФ) принял в качестве доказательства информацию о производстве и регистрации рассматриваемого транспортного средства как грузового из неопределенных источников (документов).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель таможенного поста отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ судом кассационной инстанции в судебном заседании 19.09.2011 объявлен перерыв до 26.09.2011, 09 час. 50 мин., после перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя таможенного поста.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в августе 2010 года общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации пассажирский автобус Mersedes-Benz Sprinter 313 CDI, б/у, 2005 года выпуска (VIN: WDB9036631R841395). Для таможенного оформления транспортного средства общество подало на таможенный пост ГТД N 10009200/020810/0002606 и товаросопроводительные документы - контракт от 08.02.2010 N 01/2010, спецификацию к контракту от 24.07.2010, CMR от 24.07.2010 б/н 10226150/310710/0004800/001, инвойс от 24.07.2010 б/н, сертификат соответствия от 29.07.2010 N C-DE.АИ36.А.18108, техпаспорт (свидетельство о регистрации) от 28.12.2005 N FG68733, экспертное заключение ЗАО "РОСТЭК-Калининград" от 02.08.2010 N 09/Б/4 и другие (опись документов к ГТД, лист дела 20).
В означенной ГТД (лист дела 19) общество указало, что ввозимое транспортное средство является пассажирским автобусом; в графе 31 ГТД указано на наличие в автобусе 19 мест, включая водительское, в то время как в свидетельстве о регистрации от 28.12.2005 N FG68733 имеются сведения об оборудовании транспортного средства 3 посадочными местами (графа S. 1; листы дела 71 - 74).
В результате таможенного осмотра (акт N 10009200/040810/000203, лист дела 55) таможенным постом установлено, что в автомобиле имеется 19 мест (для сидения) включая водительское; за сидением водителя расположены шесть рядов по три сидения в ряду; остекление салона пассажиров выполнено в виде крепления на клеящийся герметик черного цвета с внешней стороны кузова и превышает размеры проема кузова; отсутствуют крепления и ремни безопасности в салоне для пассажиров и на посадочных местах.
13.08.2010 товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленным таможенным режимом "для внутреннего потребления" без выдачи ПТС, со ссылкой в судебных инстанциях на пункт 57 Положения и непредставление доказательств документального оформления измененного типа транспортного средства ввиду требований безопасности в области перевозки пассажиров.
Не согласившись с законностью бездействия таможенного органа по невыдаче ПТС, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил представленные участниками спора доказательства, их доводы, установил фактические обстоятельства дела и констатировал отсутствие у таможенного поста правовых оснований для оспариваемого обществом бездействия. Суд счел таковое нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта.
Принимая во внимание выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что общество представило для таможенного оформления необходимый пакет документов, в результате чего транспортное средство выпущено. Из отзыва на заявление следует, что таможенный орган не ставил вопросы о недостоверном декларировании товара, влияющем на взимание таможенных платежей, или о нарушениях декларантом таможенного законодательства. Напротив, таможенный пост признает, что обществом были представлены все необходимые документы и сведения, установленные статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), поэтому товар выпущен в соответствии с пунктом 3 статьи 174 ТК ТС.
Апелляционный суд согласился с доводами таможенного органа и указал на обязанность общества для получения ПТС предоставить в таможенный орган одобрение типа транспортного средства, в соответствии с пунктом 57 Положения, пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) и Правилами сертификации.
Заслушав представителей общества и таможенного поста, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражения на нее, суд кассационной инстанции считает обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с названным Кодексом и необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 ТК ТС при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные названным Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров. При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Как указано в пункте 1 Положения, ПТС и паспорта шасси транспортных средств (далее - паспорта) предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таможенными органами, уполномоченными Федеральной таможенной службой, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 01.07.1997 (пункт 6 Положения).
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с определенными таможенными режимами, в том числе выпуска для внутреннего потребления.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
При этом в пункте 6 Положения прямо указано, что выдача таможенными органами паспортов при наличии на транспортные средства Одобрения или Заключения на шасси производится в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, Положением предусмотрено лишь два основания невыдачи таможенными органами паспортов: на транспортные средства или шасси, изготовленные в целях вывоза из Российской Федерации (пункт 5) и в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (пункт 70).
Как правильно отмечено судом первой инстанции, оспариваемый отказ таможенного поста в выдаче ПТС (по мотиву отсутствия подтверждающих документов) не связан с указанием на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые обязывают в данном случае общество представлять соответствующие Одобрение или Заключение.
Апелляционный суд, поддерживая позицию таможенного органа о необходимости представления заявителем в целях получения ПТС одобрения типа транспортного средства, принял во внимание отдельные положения Правил сертификации.
Вместе с тем согласно главе I данных Правил "паспорт транспортного средства" - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
"Одобрение типа транспортного средства" распространяется на транспортные средства, выпущенные в обращение в период его действия, независимо от срока их последующей реализации (пункт 6.5 главы 1 Правил сертификации). При этом в качестве выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) понимаются не находившиеся ранее в эксплуатации, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на срок более чем шесть месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси), предназначенные для реализации и последующей эксплуатации (глава I Правил, определения).
На транспортные средства, бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран, настоящий порядок (порядок сертификации) не распространяется. Условия регистрации и допуска к эксплуатации указанных транспортных средств регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами (глава II Правил).
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Установленный этими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.
В силу пункта 2 Правил регистрации комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами, осуществляется Госавтоинспекцией. При этом целями регистрации транспортных средств, осуществляемой подразделениями Госавтоинспекции, являются обеспечение их государственного учета, надзор за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьба с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнение законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Таможенные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации не являются регистрационными подразделениями ГИБДД. Наделение таможенных органов полномочиями по выдаче ПТС осуществлено, прежде всего, в целях контроля за временным пребыванием транспортных средств на таможенной территории Российской Федерации и подтверждения легального нахождения транспортного средства на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По настоящему делу таможенный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своей позиции и не привел нормативные правовые акты, обязывающие общество (декларанта) при наличии означенных документов (ГТД с указанным в описи к ней документальным приложением) представлять для получения ПТС на ввозимое транспортное средство соответствующее одобрение.
Таким образом, у таможенного органа отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в выдаче ПТС декларанту; суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило 1000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 08.08.2011 N 152, лист дела 144).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по делу N А21-8743/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2010 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Калининградского акцизного таможенного поста (место нахождения 238420, Калининградская область, Багратионовский р-н, г. Багратионовск, ул. Дружбы, 16, ОГРН 1103925001740) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РОБ" (место нахождения: 238450, Калининградская обл., Багратионовский р-н, г. Мамоново, ул. Артиллерийская, 14, 3, ОГРН 1103925000288) 1000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.