Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
рассмотрев 26.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2011 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 (судьи Марченко Л.Н., Ларина Т.С., Масенкова И.В.) по делу N А42-8750/2010,
установил
Федеральное государственное унитарное предприятие "Племенной совхоз "Кольский", место нахождения: 184366, Мурманская обл., Кольский район, Зверосовхоз нп, Кильдинское ш., 8, ОГРН 1025100589843 (далее - ФГУП "Племенной совхоз "Кольский", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным заключения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, место нахождения: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Пушкинская, дом 12, ОГРН 1105190003049 (далее - ТУ ФАУГИ), от 10.09.2010 N 7433 о несоответствии отчета от 06.08.2010 N Н-164/11/09 "Об оценке рыночной стоимости мелиоративных систем, расположенных в Кольском районе Мурманской области" стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Также заявитель просил обязать ТУ ФАУГИ выдать положительное заключение по упомянутому отчету (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Мурманская оценочная компания РЕАЛ" (далее - ЗАО "Мурманская оценочная компания РЕАЛ").
Решением суда от 11.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 23.06.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на пункт 2 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 3384 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", статью 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статью 11 Федерального закона от 10.01.1994 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", считает, что спорные мелиоративные системы запрещены к приватизации, могут находиться только в государственной собственности и относятся к объектам, изъятым из оборота. Податель жалобы считает, что все имущество, находящееся у Предприятия на праве хозяйственного ведения в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 14.11.2001 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", является федеральной собственностью. По мнению подателя жалобы, отчет от 06.08.2010 N Н-164/11/09 "Об оценке рыночной стоимости мелиоративных систем, расположенных в Кольском районе Мурманской области" не соответствует Федеральному законы от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральному стандарту оценки N 1, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Номер названного Указа следует читать как "N 2284"
Дату названного Федерального закона N 4-ФЗ следует читать как "10.01.1996"
Дату названного Федерального закона N 161-ФЗ следует читать как "14.11.2002"
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит отказать в удовлетворении жалобы.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2003 по другому делу (N А42-3812/2003) ФГУП "Племенной совхоз "Кольский" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Горелкин А.В. Конкурсным управляющим заключен договор от 20.11.2009 N 164/11/09 с ЗАО "Мурманская оценочная компания РЕАЛ" на оказание услуг по оценке имущества должника. В соответствии с договором оценщик составил отчет об оценке от 29.03.2010 N Н-164/11/09 "Об определении рыночной стоимости мелиоративных систем, расположенных в Кольском районе Мурманской области", в котором произвел оценку имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, куда вошли мелиоративная система участка "Приозерный" (площадь 68,9 га), мелиоративная система участка "Кица-2" (площадь 71,0 га), мелиоративная система участка "Кица-1" (площадь 67,1 га), мелиоративная система участка "Брусничный" (площадь 72,0 га), мелиоративная система участка "Кица-3" (площадь 131,0 га), мелиоративная система участка "Каневка" (площадь 106,2 га), мелиоративная система участка "Высокий" (площадь 79,1 га). Отчет направлен конкурсным управляющим в ТУ ФАУГИ для получения заключения в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закон о банкротстве. ТУ ФАУГИ выдало заключение от 27.05.2010 N 4112 о несоответствии отчета стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Предприятие направило в ТУ ФАУГИ исправленный отчет от 06.08.2010 N Н-164/11/09.
ТУ ФАУГИ выдало заключение от 10.09.2010 N 7433 о несоответствии исправленного отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
В заключении ТУ ФАУГИ сослалось на то, что оценка объекта (мелиоративных систем), сформированного в отчете от 06.08.2010 N Н-164/11/09, не соответствует требованиям пункта 3 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, и статьи 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Полагая, что, указанное заключение ТУ ФАУГИ не соответствует действующему законодательству, препятствует проведению процедуры банкротства, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций применили пункт 1 статьи 198, часть 2 статьи 69 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 129, статью 130 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральные стандарты оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденные приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255, 256, статью 11 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель".
Суды установили, что право хозяйственного ведения ФГУП "Племенной совхоз "Кольский" на указанные в отчете мелиоративные системы признано вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по другим делам (N N А42-1617/2009, А42-1618/2009, А42-1766/2009, А42-2058/2009, А42-2059/2009, А42-2060/2009, А42-2061/2009), ограничения прав Предприятия на спорные объекты отсутствует. Суды также сослались на то, что определением арбитражного суда от 08.10.2010 по делу N А42-3812/2003, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011, ТУ ФАУГИ отказано в удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего ФГУП "Племенной совхоз "Кольский" Горелкина А.В. по включению в конкурсную массу Предприятия упомянутых объектов недвижимого имущества. Суды указали в судебных актах, что поскольку при рассмотрении дела N А42-3182/2003 участвовали те же стороны, что и при рассмотрении настоящего спора, судебные акты, принятые по делу N А42-3182/2003, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Суды сделали вывод о том, что мелиоративные системы ФГУП "Племенной совхоз "Кольский" на участках "Приозерный", "Кица-1", "Кица-2", "Кица-3", "Брусничный", "Каневка" и "Высокий" не являются мелиоративными системами, обеспечивающими межрегиональное и/или межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, которые необходимы для обеспечения государственных нужд, поскольку имеют лишь внутрихозяйственное назначение, а служат системами индивидуального пользования и не используются для осуществления полномочий Российской Федерации.
На основании этого суды признали, что заключение ТУ ФАУГИ от 10.09.2010 N 7433 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правомерно на основании имеющихся в деле доказательств пришли к выводу о том, что право хозяйственного ведения ФГУП "Племенной совхоз "Кольский" на указанные в отчете объекты признано вступившими в законную силу судебными актами, а также решением арбитражного суда отказано в удовлетворении жалобы ТУ ФАУГИ на действия конкурсного управляющего Предприятия по включению упомянутого имущества в конкурсную массу Предприятия-банкрота.
Суды правильно применив нормы процессуального права, обоснованно сочли, что ТУ ФАУГИ не доказало, что указанное имущество изъято из оборота, а также то, что выдача положительного заключения по отчету оценщика не возможна.
Соответственно, суды сделали правильный вывод о том, что заключение ТУ ФАУГИ от 10.09.2010 N 7433 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по делу N А42-8750/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.