Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 октября 2024 г. N 587н
Примерная дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки врачей по специальности "Сурдология-оториноларингология" (со сроком освоения 864 академических часа)
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе профессиональной переподготовки врачей по специальности "Сурдология-оториноларингология" (далее - Программа), которая направлена на приобретение новой квалификации 1.
Трудоемкость освоения - 864 академических часа.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель обучения;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов 2.
2. Программа реализуется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ординатуры по специальности 31.08.58 Оториноларингология или 31.08.64 Сурдология-оториноларингология и дополнительным профессиональным программам (далее - организации), и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественное расширение области их знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Сурдология-оториноларингология".
------------------------------
1Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
2Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - приказ Минобрнауки России N 499).
------------------------------
На обучение по Программе могут быть зачислены врачи, имеющие диплом специалиста по специальностям: "Лечебное дело" или "Педиатрия" при наличии подготовки в интернатуре (ординатуре) по одной из специальностей: "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Педиатрия", "Терапия", имеющие действующий сертификат специалиста или прошедшие аккредитацию специалиста по соответствующей специальности 3 (далее - обучающиеся).
3. Программа разработана на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям: 31.08.58 Оториноларингология 4 и 31.08.64 Сурдология-оториноларингология (уровень подготовки кадров высшей квалификации) 5 и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 6.
4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
5. Для формирования практических навыков в Программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), проводимый на базе организаций.
ОСК состоит из двух компонентов:
1) направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;
2) направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Сурдология-оториноларингология".
7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 864 академических часа. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
------------------------------
3Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
4Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. N 99 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.58 Оториноларингология" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11 марта 2022 г., регистрационный N 67689) с изменением, внесенным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 июля 2022 г. N 662 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 7 октября 2022 г., регистрационный N 70414).
5Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. N 1107 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.64 Сурдология-оториноларингология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2014 г., регистрационный N 34436).
6 Приказ Минобрнауки России N 499.
------------------------------
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 30 % от общей трудоемкости Программы.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при освоении Программы составляет 36 академических часов в неделю.
8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 7. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при выполнении профессиональной деятельности по специальности "Сурдология-оториноларингология". Содержание стажировки определяется организациями.
10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 8.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 50 % от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 9.
12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке 10.
------------------------------
7Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
8Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
9Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
10 Часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
------------------------------
II. Планируемые результаты обучения
13. Программа устанавливает общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ОПК |
Код и наименование индикатора достижения ОПК |
ОПК-1. Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей |
ОПК-1.1. Знает основы гигиены и организации охраны здоровья граждан. ОПК-1.2. Знает порядок оказания медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология" 11. ОПК-1.3. Знает методы проведения профилактических мероприятий, направленных на профилактику нарушений слуха. ОПК-1.4. Анализирует и оценивает качество оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей. |
ОПК-2. Способен проводить медицинское обследование пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха |
ОПК-2.1. Знает и владеет методикой сбора жалоб и анамнеза у пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха (их законных представителей). ОПК-2.2. Знает патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем. ОПК-2.3. Знает и умеет работать с клиническими рекомендациями при заболеваниях органа слуха. |
14. Программа устанавливает профессиональные компетенции (далее - ПК) и индикаторы их достижения:
Код и наименование ПК |
Код и наименование индикатора достижения ПК |
ПК-1. Диагностика пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха |
ПК-1.1. Умеет организовывать и проводить диагностику пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха. ПК-1.2. Определяет медицинские показания и назначает лабораторные и инструментальные исследования у пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха. ПК-1.3. Интерпретирует полученные результаты лабораторных и инструментальных исследований пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха. |
ПК-2. Оказание медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология" пациентам с заболеваниями с нарушениями слуха |
ПК-2.1. Знает и умеет применять клинические рекомендации при заболеваниях органа слуха. ПК-2.2. Разрабатывает и обосновывает план лечения пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха. ПК-2.3. Осуществляет лечение пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха. ПК-2.4. Осуществляет контроль эффективности и безопасности назначенного лечения на всех этапах его выполнения. |
ПК-3. Способен оказывать медицинскую помощь в экстренной форме |
ПК-3.1. Оценивает состояния пациентов, выявляет состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме. ПК-3.2. Оказывает пациентам медицинскую помощь в экстренной форме. |
------------------------------
11 Приказ Минздрава России от 9 апреля 2015 г. N 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 17 апреля 2015 г., регистрационный N 36881).
------------------------------
Код и наименование ПК |
Код и наименование индикатора достижения ПК |
ПК-4. Проведение и контроль эффективности мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с заболеванием с нарушением слуха, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов |
ПК-4.1. Разрабатывает план мероприятий медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями с нарушением слуха в соответствии с действующими порядками организации медицинской реабилитации. ПК-4.2. Проводит мероприятия медицинской реабилитации и направляет на санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов. ПК-4.3. Контролирует эффективность и безопасность мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха в соответствии с действующими порядками организации медицинской реабилитации. |
ПК-5. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний уха, горла, носа и установления диагноза |
ПК-5.1. Умеет организовывать и проводить диагностику пациентов при заболеваниях уха, горла, носа. ПК-5.2. Определяет медицинские показания и назначает лабораторные и инструментальные исследования при заболеваниях уха, горла, носа. ПК-5.3. Знает методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики заболеваний уха, горла, носа, медицинские показания к их проведению и интерпретирует полученные результаты лабораторных и инструментальных исследований пациентов. ПК-5.4. Знает анатомо-функциональное состояние уха, горла, носа у пациентов в норме и при заболеваниях. ПК-5.5. Знает этиологию, патогенез и патоморфологию, клиническую картину, дифференциальную диагностику, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний уха, горла, носа. |
ПК-6. Назначение лечения пациентам с заболеваниями уха, горла и носа, контроль его эффективности и безопасности |
ПК-6.1. Знает клинические рекомендации по заболеваниям и травмам уха, горла, носа. ПК-6.2. Знает современные методы лечения пациентов с заболеваниями уха, горла, носа в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями по вопросам оказания медицинской помощи. ПК-6.3. Знает принципы и методы хирургического лечения заболеваний уха, горла, носа; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные. |
III. Примерный учебный план
15. Примерный учебный план:
N |
Название учебного модуля, раздела учебного модуля |
Трудоемкость (акад, час) |
Формы организации учебного процесса |
Формируемые компетенции |
Форма контроля/количество часов |
|||||
Лекции |
СЗ 12 |
ПЗ 13 |
ОСК |
С 14 |
||||||
1. |
Учебный модуль "Основы социальной гигиены, организации медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология" и "оториноларингология" в Российской Федерации" |
|||||||||
1.1. |
Теоретические основы социальной гигиены и организации охраны здоровья в Российской Федерации |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
ОПК-1 ОПК-2 |
Т/К 15 |
|
1.2. |
Организация медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология", проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения слуха |
12 |
4 |
6 |
2 |
|
|
ОПК-2 ПК-2 |
Т/К |
|
1.3. |
Организация медицинской помощи по профилю "оториноларингология" |
12 |
4 |
6 |
2 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-5, 6 |
Т/К |
|
Трудоемкость учебного модуля 1 |
30 |
10 |
16 |
4 |
|
|
|
П/А 16 |
||
2. |
Учебный модуль "Клиническая анатомия и физиология ЛОР-органов 17" |
|||||||||
2.1. |
Клиническая, топографическая анатомия уха |
14 |
6 |
4 |
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
|
2.2. |
Физиология наружного и среднего уха |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
|
2.3. |
Физиология внутреннего уха |
12 |
4 |
4 |
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
|
2.4. |
Физиология вестибулярного анализатора |
10 |
4 |
4 |
2 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
|
2.5. |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия ЛОР-органов |
36 |
16 |
10 |
10 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-5, 6 |
Т/К |
|
2.6. |
Физиология ЛОР-органов |
26 |
6 |
10 |
10 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-5, 6 |
Т/К |
|
Трудоемкость учебного модуля 2 |
106 |
40 |
34 |
32 |
|
|
|
П/А |
------------------------------
12 Семинарские занятия.
13 Практические занятия.
14 Стажировка.
15 Текущий контроль.
16 Промежуточная аттестация.
17 Ухо, горло и нос.
------------------------------
N |
Название учебного модуля, раздела учебного модуля |
Трудоемкость (акад, час) |
Формы организации учебного процесса |
Формируемые компетенции |
Форма контроля/ количество часов |
||||
Лекции |
СЗ 13 |
ПЗ 14 |
ОСК |
С 14 |
|||||
3. |
Учебный модуль "Акустика" |
||||||||
3.1. |
Акустические стимулы |
6 |
2 |
|
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.2. |
Физическая характеристика звука |
6 |
2 |
|
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
3.3. |
Психологическая характеристика звука |
6 |
2 |
|
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 3 |
18 |
6 |
|
12 |
|
|
|
П/А |
|
4. |
Учебный модуль "Методы исследования в оториноларингологии и сурдологии-оториноларингологии" |
||||||||
4.1. |
Субъективные методы исследования уха |
26 |
5 |
5 |
8 |
|
8 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
4.2. |
Объективные методы исследования уха |
36 |
10 |
8 |
10 |
|
8 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
4.3. |
Инструментальные методы исследования ЛОР-органов |
32 |
8 |
8 |
16 |
|
- |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-5, 6 |
Т/К |
4.4. |
Эндоскопические методы исследования ЛОР-органов |
26 |
6 |
10 |
8 |
|
2 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-5, 6 |
Т/К |
4.5. |
Аудиологический скрининг |
20 |
2 |
4 |
6 |
|
8 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
4.6. |
Методы исследования вестибулярного анализатора |
18 |
2 |
4 |
6 |
|
6 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
4.7. |
Лучевые методы диагностики ЛОР-органов |
36 |
10 |
14 |
8 |
|
4 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 4 |
194 |
43 |
53 |
62 |
|
36 |
|
П/А |
|
5. |
Учебный модуль "Вопросы общей оториноларингологии" |
||||||||
5.1. |
Методы обследования пациентов с патологией ЛОР-органов |
26 |
|
6 |
08 |
|
12 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 |
Т/К |
5.2. |
Заболевания ЛОР-органов |
72 |
18 |
18 |
24 |
|
12 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 |
Т/К |
5.3. |
Скорая и неотложная помощь |
16 |
|
6 |
|
10 |
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 |
Т/К |
5.4. |
Онкологические заболевания ЛОР-органов |
12 |
2 |
6 |
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 ПК-5, 6 |
Т/К |
5.5. |
Методы консервативного лечения ЛОР-органов |
26 |
10 |
8 |
8 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 ПК-5, 6 |
Т/К |
5.6. |
Методы хирургического лечения ЛОР-органов |
16 |
5 |
3 |
8 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 ПК-5, 6 |
Т/К |
5.7. |
Методы динамического наблюдения за пациентами, перенесшими хирургические лечения на ЛОР-органах |
12 |
5 |
4 |
3 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 ПК-5, 6 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 5 |
180 |
40 |
51 |
55 |
10 |
24 |
|
П/А |
|
6. |
Учебный модуль "Заболевания уха" |
||||||||
6.1. |
Аномалии развития наружного и среднего уха (диагностика, лечение) |
20 |
2 |
12 |
6 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 |
Т/К |
6.2. |
Синдромы, включающие поражения наружного, среднего, внутреннего уха |
108 |
12 |
12 |
68 |
|
16 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 |
Т/К |
6.3. |
Генетические заболевания органа слуха |
16 |
5 |
3 |
8 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-1-3 ПК-5, 6 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 6 |
144 |
19 |
27 |
82 |
|
16 |
|
П/А |
|
7. |
Учебный модуль "Слухопротезирование и медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха" |
||||||||
7.1. |
Электроакустическая коррекция слуха |
50 |
9 |
13 |
18 |
|
10 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.2. |
Программы настройки цифровых слуховых аппаратов |
18 |
6 |
2 |
6 |
|
4 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.3. |
Индивидуальные алгоритмы слухопротезирования |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.4. |
Бинауральное слухопротезирование |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.5. |
Сурдопедагогическая реабилитация |
26 |
7 |
4 |
9 |
|
6 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.6. |
Современное техническое обеспечение образовательного процесса |
4 |
2 |
2 |
- |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.7. |
Совместимость слуховых аппаратов со стационарными, мобильными телефонами и аудиоаппаратурой |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
7.8. |
Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха |
4 |
4 |
|
|
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-4 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 7 |
130 |
34 |
31 |
45 |
|
20 |
|
П/А |
|
8. |
Учебный модуль "Имплантационное протезирование и медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха" |
||||||||
8.1. |
Импланты среднего уха |
6 |
|
2 |
4 |
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
8.2. |
Импланты костной проводимости |
6 |
|
2 |
|
|
|
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
8.3. |
Импланты среднего уха |
6 |
|
2 |
|
|
4 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
8.4. |
Кохлеарная имплантация |
26 |
12 |
2 |
10 |
|
2 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
8.5. |
Стволомозговая имплантация |
12 |
|
2 |
4 |
|
6 |
ОПК-1 ОПК-2 ПК-2, 4 |
Т/К |
Трудоемкость учебного модуля 8 |
56 |
12 |
10 |
18 |
|
12 |
|
П/А |
|
Итоговая аттестация |
6 |
|
|
6 |
|
|
|
Э 18 |
|
Общая трудоемкость Программы |
864 |
209 |
229 |
318 |
10 |
102 |
|
|
------------------------------
18 Экзамен.
------------------------------
IV. Примерный календарный учебный график
16. Примерный календарный учебный график:
N |
Наименование учебного модуля |
Месяцы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1. |
Основы социальной гигиены, организации медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология" и "оториноларингология" в Российской Федерации |
20 |
10 |
|
|
|
|
2. |
Клиническая анатомия и физиология ЛОР-органов |
36 |
36 |
34 |
|
|
|
3. |
Акустика |
18 |
|
|
|
|
|
4. |
Методы исследования в оториноларингологии и сурдологии-оториноларингологии |
34 |
26 |
26 |
36 |
36 |
36 |
5. |
Вопросы общей оториноларингологии |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
|
6. |
Заболевания уха |
|
36 |
20 |
36 |
26 |
26 |
7. |
Слухопротезирование и медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха |
|
|
28 |
36 |
26 |
40 |
8. |
Имплантационное протезирование и медицинская реабилитация, санаторно-курортное лечение пациентов с заболеваниями с нарушениями слуха |
|
|
|
|
20 |
36 |
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
6 м |
|
Общая трудоемкость Программы (864 акад. часа) |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
144 |
V. Примерное содержание учебных модулей
17. Учебный модуль 1 "Основы социальной гигиены, организации медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология" и "оториноларингология" в Российской Федерации":
Код |
Наименование разделов, тем |
1.1 |
Теоретические основы социальной гигиены и организации охраны здоровья |
1.1.1 |
Теоретические основы социальной гигиены и организации охраны здоровья |
1.2 |
Организация медицинской помощи по профилю "сурдология-оториноларингология", проведение профилактических мероприятий, направленных на профилактику нарушений слуха |
1.2.1 |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология" |
1.2.2 |
Клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями с нарушениями слуха, с заболеваниями органа слуха и (или) снижении слуха: болезнь Меньера, наружные отиты, головокружение, отосклероз, сенсоневральная тугоухость у детей, шум в ушах, тимпаносклероз, грибковый отит, острый средний отит, хронический средний отит, сенсоневральная тугоухость у взрослых |
1.2.3 |
Оснащение сурдологического кабинета |
1.2.4 |
Организация профилактических осмотров и их роль в раннем выявлении нарушений слуха |
1.3 |
Организация медицинской помощи по профилю "оториноларингология" |
1.3.1 |
Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю 19 "оториноларингология" * |
1.3.2 |
Клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи пациентам при заболеваниях ЛОР-органов: аллергический ринит, гипертрофия аденоидов, острый тонзиллит и фарингит, отит средний острый, обструктивный ларингит, паратонзиллярный абсцесс |
------------------------------
19Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 905н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" (зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 5 марта 2013 г., регистрационный N 27502).
------------------------------
18. Учебный модуль 2 "Клиническая анатомия и физиология ЛОР-органов":
Код |
Наименование разделов, тем |
2.1 |
Клиническая, топографическая анатомия уха |
2.1.1 |
Клиническая анатомия наружного и среднего уха |
2.1.2 |
Возрастные особенности топографической анатомии наружного и среднего уха у детей |
2.1.3 |
Клиническая анатомия внутреннего уха |
2.1.4 |
Рецепторный аппарат улитки (наружные и внутренние волосковые клетки, поддерживающие клетки) |
2.1.5 |
Анатомия слухового нерва и проводящих путей слухового анализатора |
2.1.6 |
Центральные отделы слуховой системы |
2.1.7 |
Кровоснабжение и иннервация слуховой системы |
2.1.8 |
Иннервация улитки. Афферентная иннервация. Эфферентная иннервация. Автономные нервные волокна |
2.2 |
Физиология наружного и среднего уха |
2.2.1 |
Ушная раковина и наружный слуховой проход и их влияние на восприятие звука |
2.2.2 |
Физиологическое значение барабанной перепонки |
2.2.3 |
Слуховые косточки и мышцы барабанной полости. Рычажная система среднего уха |
2.2.4 |
Звукопроводящий механизм среднего уха |
2.3 |
Физиология внутреннего уха |
2.3.1 |
Физиология слухового восприятия |
2.3.2 |
Дифференциальная чувствительность слуховой системы |
2.3.3 |
Маскировка |
2.3.4 |
Локализация звука |
2.3.5 |
Электрофизиология улитки. Потенциалы улитки. Потенциал действия слухового нерва |
2.3.6 |
Теории слуха (Бекеши, Гельмгольца, теория бегущих волн) |
2.4 |
Физиология вестибулярного анализатора |
2.4.1 |
Вестибулосоматические, вестибуловегетативные, вестибулосенсорные рефлексы, их морфологическая основа |
2.4.2 |
Нистагм, его происхождение и особенности (фазы, степень, вид, направление). Закономерности нистагменной реакции: закон Эвальда и железные законы Воячека. Отличия лабиринтного и стволового вестибулярного нистагма. Понятие о позиционном нистагме и его диагностическом значении |
2.4.3 |
Физиология полукружных каналов, адекватные раздражители рецепторов полукружных каналов, пороги чувствительности |
2.5 |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия ЛОР-органов |
2.5.1 |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия носа и околоносовых пазух |
2.5.2 |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия уха |
2.5.3 |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия глотки |
2.5.4 |
Топографическая анатомия и оперативная хирургия гортани |
2.6 |
Физиология ЛОР-органов |
2.6.1 |
Физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух |
2.6.2 |
Физиология и методы исследования глотки |
2.6.3 |
Физиология и методы исследования гортани |
2.6.4 |
Значимость знаний об анатомических и физиологических особенностях верхних дыхательных путей и органа слуха для распознавания и лечения патологических состояний ЛОР-органов и их осложнений |
19. Учебный модуль 3 "Акустика":
Код |
Наименование разделов, тем |
3.1 |
Акустические стимулы |
3.1.1 |
Акустические стимулы |
3.2 |
Физическая характеристика звука |
3.2.1 |
Интенсивность |
3.2.2 |
Частота |
3.2.3 |
Звуковое давление |
3.2.4 |
Энергия акустических колебаний |
3.2.5 |
Единицы измерений акустических сигналов |
3.3 |
Психологическая характеристика звука |
3.3.1 |
Психоакустика |
3.3.2 |
Пороги слухового восприятия |
3.3.3 |
Громкость |
3.3.4 |
Высота |
3.3.5 |
Маскировка |
3.3.6 |
Временная суммация и слуховая адаптация |
3.3.7 |
Пространственный слух, бинауральная суммация, высвобождение от маскировки |
3.3.8 |
Основные электроакустические приборы, используемые в аудиологии |
3.3.9 |
Вопросы калибровки оборудования |
20. Учебный модуль 4 "Методы исследования в оториноларингологии и сурдологии-оториноларингологии":
Код |
Наименование разделов, тем |
4.1 |
Субъективные методы исследования уха |
4.1.1 |
Акуметрия |
4.1.2 |
Камертональные методы исследования слуха. Слуховой паспорт |
4.1.3 |
Аудиометрия: тональная пороговая аудиометрия, определение порогов по воздушному звукопроведению, определение порогов по костному звукопроведению, алгоритм проведения маскировки, аудиометрия в свободном звуковом поле, особенности проведения поведенческой аудиометрии у детей, игровая аудиометрия, высокочастотная аудиометрия, автоматическая аудиометрия, надпороговая аудиометрия, феномен ускоренного нарастания громкости, шумометрия. Основы психофизиологии речевых процессов. Речевая аудиометрия. Построение речевых аудиограмм. Оценка разборчивости речи при комфортном уровне громкости. Соотношение показателей тональной и речевой аудиометрии. Особенности речевой аудиометрии у детей. Речевая аудиометрия в диагностике центральных слуховых расстройств |
4.2 |
Объективные методы исследования слуха |
4.2.1 |
Акустическая импедансометрия. Тимпанометрия. Виды тимпанограмм. Методы оценки функции слуховой трубы. Многочастотная тимпанометрия. Акустическая рефлексометрия. Феномен Decay-рефлекса |
4.2.2 |
Слуховые вызванные потенциалы. Классификация слуховых вызванных потенциалов. Методика регистрации слуховых вызванных потенциалов (СВП), технические и физиологические факторы. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП): источники генерации волн. Среднелатентные слуховые вызванные потенциалы. Длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы. Стационарные слуховые вызванные потенциалы на частотно-модулированные тоны. Электрокохлеография |
4.2.3 |
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ): определение, классификация, механизм генерации. Вызванная ОАЭ. Задержанная вызванная ОАЭ, ОАЭ на частоте продуктов искажения. Спонтанная ОАЭ. Подготовка к исследованию. Методика проведения регистрации ОАЭ. Интерпретация результатов ОАЭ. Дифференциальная диагностика слуховых расстройств |
4.3 |
Инструментальные методы исследования ЛОР-органов |
4.3.1 |
Методы исследования и общие принципы диагностики полости носа и околоносовых пазух |
4.3.2 |
Методы исследования и общие принципы диагностики глотки |
4.3.3 |
Методы исследования и общие принципы диагностики гортани, трахеи и пищевода |
4.4 |
Эндоскопические методы исследования ЛОР-органов |
4.4.1 |
Эндоскопические методы исследования полости носа и околоносовых пазух |
4.4.2 |
Эндоскопические методы исследования глотки |
Код |
Наименование разделов, тем |
4.4.3 |
Эндоскопические методы исследования гортани, трахеи и пищевода |
4.5 |
Аудиологический скрининг |
4.5.1 |
Скрининговые методы исследования слуха в детском возрасте |
4.5.2 |
Скрининговые методы исследования слуха у взрослых |
4.5.3 |
Маршрутизация пациентов |
4.6 |
Методы исследования вестибулярного анализатора |
4.6.1 |
Исследование спонтанного нистагма, позиционного нистагма, оптокинетического нистагма. Пробы для диагностики нистагма. Калорическая проба. Вращательная проба |
4.6.2 |
Исследование статики. Стабилография |
4.6.3 |
Отоневрологические исследования. Протоколы отоневрологического исследования. Исследование обоняния, вкуса, электогустометрия. Исследование функции других черепно-мозговых нервов |
4.7 |
Лучевые методы диагностики ЛОР-органов |
4.7.1 |
Цифровые рентгеновские исследования в ЛОР-практике и сурдологии |
4.7.2 |
Компьютерная томография (КТ) височных костей |
4.7.3 |
Компьютерная томография (КТ) околоносовых пазух |
4.7.4 |
Компьютерная томография (КТ) ЛОР-органов |
4.7.5 |
Магнитно-резонансная томография (МРТ) в сурдологии, МРТ головного мозга, мостомозжечкового угла, МРТ височных костей, МРТ с отсроченным контрастированием, МРТ ангиография, ПЭТ |
4.7.6 |
Магнитно-резонансная томография в оториноларингологии. МРТ полости носа и околоносовых пазух, МРТ глотки, гортани и пищевода |
21. Учебный модуль 5 "Вопросы общей оториноларингологии":
Код |
Наименование разделов, тем |
5.1 |
Методы обследования пациентов с патологией ЛОР-органов. |
5.1.1 |
Методы исследования пациентов с патологией носа и околоносовых пазух. Передняя риноскопия. Задняя риноскопия. Эндовидеоскопия носа и околоносовых пазух. Исследование дыхательной функции носа |
5.1.2 |
Исследование пациентов при патологии глотки и гортани. Непрямая ларингоскопия. Прямая ларингоскопия. Микроларингоскопия. Стробоскопия |
5.1.3 |
Рентгенологические исследования. Компьютерная томография, объемная трехмерная компьютерная томография. Ультразвуковое исследование. Ядерно-магнитный резонанс |
5.2 |
Заболевания ЛОР-органов |
5.2.1 |
Заболевания носа и околоносовых пазух. Острые воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Хронические воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Консервативные, хирургические методы лечения заболеваний носа и околоносовых пазух |
5.2.2 |
Острые инфекционные воспалительные заболевания глотки. |
5.2.3 |
Особенности течения острых воспалительных заболеваний ЛОР-органов у детей. Хронический тонзиллит. Хронический аденоидит |
5.2.4 |
Заболевания гортани |
5.3 |
Скорая и неотложная медицинская помощь в оториноларингологии |
5.3.1 |
Скорая и неотложная медицинская помощь при травмах, инородных телах и заболеваниях ЛОР-органов |
5.3.2 |
Основы реанимации и интенсивной терапии. Базовая сердечно-легочная реанимация. Медицинская помощь в экстренной форме при анафилактическом шоке. Медицинская помощь в экстренной форме при тромбоэмболии. Медицинская помощь в экстренной форме при гипогликемиии, гипергликемии. Медицинская помощь в экстренной форме при острой недостаточности мозгового кровообращения |
5.4 |
Онкологические заболевания ЛОР-органов |
5.4.1 |
Общее определение понятия "новообразования". Понятие об онкологическом процессе. Биологический, социальный и индивидуальный аспекты опухолевого процесса. Эпидемиология злокачественных опухолей |
5.4.2 |
Современное представление об этиологии опухолей. Химические, физические и биологические бластомогенные факторы. Понятие о канцерогенезе. Химический, физический и биологический канцерогенез. Канцерогенез на уровне клетки, органа и организма. Клеточные, гуморальные, гормональные и модифицирующие факторы в канцерогенезе |
5.4.3 |
Клиническая морфология опухолей. Клинические формы роста и распространения опухолей. Клинические стадии. Общая семиотика и диагностика. |
5.4.4 |
Принципы организации противораковой борьбы. Общее понятие об онкологических поражениях ЛОР органов и организации медицинской помощи. Предопухолевые состояния |
5.4.5 |
Особенности проявлений и лечения доброкачественных опухолей ЛОР-органов в зависимости от локализации процесса. Доброкачественные новообразования ЛОР-органов. Особенности клиники, диагностики и лечения юношеских ангиофибром. Инвертированный папилломатоз носа и околоносовых пазух. Папилломатоз гортани. Хондрома носа, гортани. Ринофима |
5.4.6 |
Особенности клинических проявлений и лечения злокачественных опухолей ЛОР-органов в зависимости от локализации процесса. Общие принципы диагностики и лечения. Базалиомы: клиника, диагностика, лечение. Рак кожи носа, ушной раковины. Лимфосаркомы и их проявление в глотке. Злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух, носоглотки, глотки. Поражение небных миндалин. Злокачественные опухоли гортани и уха |
5.4.7 |
Лучевая и химиотерапия опухолей. Хирургическое лечение и возможности реконструкции. Комбинированное и сочетанное лечение. Принципы реабилитации пациентов после онкологической операции и динамическое наблюдение |
5.5 |
Методы консервативного лечения ЛОР-органов |
5.5.1 |
Методы консервативного лечения острых и хронических заболеваний полости носа и околоносовых пазух |
5.5.2 |
Методы консервативного лечения острых и хронических заболеваний глотки |
5.5.3 |
Методы консервативного лечения острых и хронических заболеваний гортани, трахеи и пищевода |
5.6 |
Методы хирургического лечения ЛОР-органов |
5.6.1 |
Методы хирургического лечения острых и хронических заболеваний полости носа и околоносовых пазух |
5.6.2 |
Методы хирургического лечения острых и хронических заболеваний глотки |
5.6.3 |
Методы хирургического лечения острых и хронических заболеваний гортани, трахеи и пищевода |
5.7 |
Методы динамического наблюдения за пациентами, перенесшими хирургическое лечение на ЛОР-органах |
5.7.1 |
Методы динамического наблюдения за пациентами, перенесшими хирургическое лечение на полости носа и околоносовых пазухах |
5.7.2 |
Методы динамического наблюдения за пациентами, перенесшими хирургическое лечение на глотке |
5.7.3 |
Методы динамического наблюдения за пациентами, перенесшими хирургическое лечение на гортани, трахее и пищеводе |
22. Учебный модуль 6 "Заболевания уха":
Код |
Наименование разделов, тем, подтем |
6.1 |
Аномалии развития наружного и среднего уха (диагностика, лечение) |
6.1.1 |
Аномалии развития наружного и среднего уха (диагностика, лечение) |
6.2 |
Синдромы, включающие поражения наружного, среднего, внутреннего уха |
6.2.1 |
Острые заболевания наружного уха |
6.2.1.1 |
Диагностика и дифференциальная диагностика отогематомы. Способы лечения отогематомы, отморожения и хондро-перихондрита ушной раковины |
6.2.1.2 |
Фурункул наружного слухового прохода |
6.2.1.3 |
Экзема наружного слухового прохода |
6.2.1.4 |
Обтурирующий кератоз |
6.2.1.5 |
Отомикоз |
6.2.1.6 |
Острый наружный отит. Диагностика и лечение наружного отита (ограниченного и диффузного) |
6.2.1.7 |
Инородное тело наружного слухового прохода. Серная пробка. Способы удаления серных пробок и инородных тел из уха |
6.2.2 |
Острые заболевания среднего уха |
6.2.2.1 |
Острый средний отит. Диагностика острого среднего отита у взрослых и детей. Консервативные методы и способы лечения пациентов с острым средним отитом в зависимости от стадии процесса |
6.2.2.2 |
Острый тубоотит |
6.2.2.3 |
Экссудативный отит |
6.2.2.4 |
Медицинские показания к парацентезу и тимпанопункции. Исходы, осложнения |
6.2.2.5 |
Транстимпанальное введение лекарственных средств |
6.2.2.6 |
Катетеризация слуховой трубы |
6.2.2.7 |
Мастоидит (диагноз и дифференциальный диагноз) |
6.2.2.8 |
Консервативное лечение пациентов с мастоидитом |
6.2.2.9 |
Осложнения при мастоидите |
6.2.2.10 |
Медицинские показания к хирургическому лечению пациентов с мастоидитом |
6.2.3 |
Хронические заболевания среднего уха. Хронический гнойный средний отит. Диагностика хронического гнойного среднего отита. Виды консервативного лечения пациентов с хроническим гнойным средним отитом. Медицинские показания к хирургическому лечению пациентов с хроническим гнойным средним отитом. Виды хирургических вмешательств на среднем ухе при хроническом гнойном среднем отите. Медицинские показания и противопоказания к слухулучшающим операциям. Типы тимпанопластик. Особенности послеоперационного ведения пациентов после тимпанопластики |
6.2.4 |
Осложнения хронического и острого гнойного среднего отита |
6.2.4.1 |
Лабиринтит. Пути распространения инфекции в лабиринт при остром и хроническом гнойном среднем отите |
6.2.4.2 |
Диагностика и дифференциальная диагностика тимпаногенного лабиринтита |
6.2.4.3 |
Консервативное лечение пациентов с лабиринтитом |
6.2.4.4 |
Медицинские показания и виды хирургического лечения пациентов с тимпаногенным лабиринтитом |
6.2.5 |
Отогенные внутричерепные осложнения |
6.2.5.1 |
Отогенный парез и паралич лицевого нерва (диагностика, дифференциальная диагностика). Консервативная терапия при отогенном параличе лицевого нерва. Медицинские показания к хирургическому лече |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.