Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пономарева А. Б. (паспорт),
рассмотрев 05.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пономарева Александра Борисовича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.04.2011 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 (судьи Тарасова О.А., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А13-13580/2010,
установил
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пономарев А.Б., место регистрации: 162614, Вологодская область, г. Череповец, Комсомольская ул., д. 15, кв. 54, ОГРНИП 307352829000014, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия главы администрации Югского муниципального образования Вологодской области, место нахождения: 162645, Вологодская обл., Череповецкий р-н, дер. Новое Домозерово, д. 48, ОГРН 1093536001481 (далее - Администрация), выразившегося в непринятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 130 000 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:0137, и обязании Администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования названного участка "для сельскохозяйственных целей" на вид разрешенного использования "для строительства и эксплуатации овощехранилища".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д.3, ОГРН 1043500093889, и Департамент земельных отношений Вологодской области, место нахождения: 160009, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 72, ОГРН 1063525114399 (далее - Департамент).
Решением от 27.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Пономарев А.Б., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего спора подлежал применению пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и не подлежал применению Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании Пономарев А.Б. поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте его слушания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 17.10.2007 внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Пономарев А.Б. (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серии 35 N 001440092).
На основании договоров от 02.07.2005 купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, решения собственника от 25.12.2006 и протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок (кадастровый номер 35:22:0000000:0054) акционерного общества закрытого типа "Домозерово" от 11.10.2005 Пономарев А.Б. приобрел земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 130 000 кв.м с кадастровым номером 35:22:0303034:0137, расположенный по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, Домозеровский с/с, в районе дер. Доронино, с целью его дальнейшего использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Право собственности Пономарева А.Б. на указанный участок зарегистрировано 19.01.2007, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 35 СК N 203172.
Пономарев А.Б. 10.08.2010 обратился к главе Администрации с заявлением, в котором попросил организовать публичное слушание и принять решение об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка - "для строительства и эксплуатации овощехранилища".
Глава Администрации организовал и провел 25.08.2010 публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, по результатам которых рекомендовано изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка с вида "для сельскохозяйственных целей" на вид "для строительства и эксплуатации овощехранилища" (протокол открытых публичных слушаний от 25.08.2010 и рекомендации публичных слушаний от 25.08.2010 д. Н-Домозерово).
Решение об изменении вида разрешенного использования названного участка главой Администрации принято не было.
Письмом от 24.09.2010 Администрация сообщила Пономареву А.Б. о невозможности принять решение об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка в связи с тем, что спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, которые в силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В письме указано, что названный земельный участок может быть использован только по прямому назначению - исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Пономарев А.Б., полагая, что бездействие органа местного самоуправления противоречит пункту 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ и нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий для признания бездействия главы Администрации незаконным и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 79 названного Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регламентирующей принцип целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судами, спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, что подтверждается справкой от 27.08.2008 N 01-14/1220 территориального (межрайонного) отдела по г. Череповцу и Череповецкому району Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области, в полномочия которого входит проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти. Согласно указанной справке спорный земельный участок относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (вид угодий - сенокос).
В связи с этим суды сделали правильный вывод, что изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным выше нормам.
При таких обстоятельствах у главы Администрации не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка по заявлению Пономарева А.Б.
Как правильно указали суды, заявитель не представил доказательств нарушения оспариваемым бездействием главы Администрации его законных прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; спорный земельный участок может быть использован для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без изменения вида разрешенного использования этого земельного участка - для сельскохозяйственных целей.
Кассационной инстанцией отклоняется ссылка подателя жалобы на пункт 3 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ. Правила статьи 4 названного Закона неприменимы при изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку действие градостроительных регламентов на него не распространяется (пункт 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.04.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А13-13580/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пономарева Александра Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.