Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Север-Строй" Моричева А.В. (доверенность от 27.09.2011 N 1-9/11) и Моричевой О.Б. (доверенность от 10.10.2011 N 01-20-2011), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Жданович И.С. (доверенность от 14.01.2011 б/н), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Пружинина О.Е. (доверенность от 11.01.2011 N 1.4-23/01),
рассмотрев 19.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север-Строй" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2011 (судья Левичева Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (судьи Загараева Л.П., Буды лева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-9972/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Север-Строй", место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 37, оф. 64, ОГРН 1061001062000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия, место нахождения: 186420, г. Сегежа, ул. Ленина, д. 19а (далее - Инспекция N 2), и к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185031, г. Петрозаводск, ул. Московская, д. 12а (далее - Инспекция), о признании недействительными решений от 07.09.2010 N 5456, от 10.08.2010 N 3.3-08/19302 и 3.3-08/19325 в части доначисления налога на имущество, начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.05.2011, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, Общество правомерно применяло льготный режим налогообложения, предусмотренный Законом Республики Карелия от 30.12.1999 (в редакции от 01.10.2008) N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 384-ЗРК), поскольку в силу положений Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) оно относится к субъектам инвестиционной деятельности и осуществляет инвестиционный проект по разработке карьера по добыче горной массы для производства щебня на месторождении габбродиабазов и гранитов "Ушкальское" в Муезерском районе Республики Карелия с объемом инвестиций с начала реализации инвестиционного проекта в размере 204526,38 тыс. руб. Заявитель считает ошибочными выводы судов о том, что для получения инвестором права на применение налоговых льгот обязательно наличие инвестиционного соглашения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители налоговых органов отклонили их.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Инспекции N 2 от 07.09.2010 N 5456, а также решениями Инспекции от 10.08.2010 N 3.3-08/19302 и 3.3-08/19325 Обществу доначислены налог на имущество за 2009 год и авансовые платежи по налогу на имущество за 1 квартал 2010 года, а также начислены соответствующие суммы пеней. Кроме того, Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату налога за 2009 год.
Основанием для доначисления налога на имущество (авансовых платежей) послужили выводы налоговых органов о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0 процентов, установленной статьей 3 Закона N 384-ЗРК для организаций-инвесторов в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 28.10.2010 N 07-08/11221 и от 29.10.2010 N 07-08/11293 апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения, а решения от 07.09.2010 N 5456, от 10.08.2010 N 3.3-08/19302 и 3.3-08/19325 - без изменения.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество оспорило в судебном порядке ненормативные акты налоговых органов в части доначисления налога на имущество (авансовых платежей), начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Суды отказали Обществу в удовлетворении заявления, правомерно указав на следующее.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (статья 380 НК РФ).
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Республики Карелия налог на имущество установлен Законом N 384-ЗРК.
Статьей 3 Закона N 384-ЗРК для организаций-инвесторов в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, на срок окупаемости инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Республики Карелия, но не свыше пяти лет, предусмотрена ставка налога на имущество в размере 0 процентов.
Льготная ставка налога на имущество, установленная для организаций-инвесторов, фактически является мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Карелия.
В силу пункта 2.1 статьи 11 Закона N 39-ФЗ порядок предоставления субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 26.06.2004 N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (далее - Закон N 787-ЗРК) государственная поддержка инвестиционной деятельности в Республике Карелия осуществляется посредством обеспечения защиты прав инвесторов (по инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Карелия), стабильности условий инвестирования, повышения инвестиционной привлекательности Республики Карелия, а также предоставления режима инвестиционного благоприятствования инвесторам, реализующим инвестиционные проекты.
В статье 4 Закона N 787-ЗРК указано, что в целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия инвесторам вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляется режим инвестиционного благоприятствования при реализации ими на территории Республики Карелия инвестиционных проектов. Режим инвестиционного благоприятствования предусматривает в числе прочих мер и предоставление инвесторам налоговых льгот по региональным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджет Республики Карелия. Основанием для предоставления инвесторам режима инвестиционного благоприятствования, включая налоговые льготы, является инвестиционное соглашение, заключаемое с Правительством Республики Карелия (либо с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия) в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона N 787-ЗРК.
Таким образом, в силу статьи 4 Закона N 787-ЗРК наличие инвестиционного соглашения является необходимым условием для предоставления инвестору налоговых льгот, как одной из мер инвестиционного благоприятствования.
Осуществляя деятельность по разработке карьера по добыче горной массы для производства щебня на месторождении габбродиабазов и гранитов "Ушкальское" в Муезерском районе Республики Карелия, Общество не реализовало свое право на заключение инвестиционного соглашения с уполномоченными органами исполнительной власти Республики Карелия, как это предусмотрено статьей 8 Закона N 787-ЗРК, следовательно, у него отсутствовали основания для использования режима инвестиционного благоприятствования в виде налоговых льгот.
С учетом изложенного суды сделали правомерный вывод о необоснованном применении Обществом льготной ставки 0 процентов при исчислении налога на имущество за 2009 год и авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2010 года.
Кассационная коллегия считает, что при рассмотрении дела суды правильно установили фактические обстоятельства и применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А26-9972/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север-Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.