Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия Бокша А.М. (доверенность от 18.07.2010), от Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения Мотовой А.А. (доверенность от 13.10.2011),
рассмотрев 19.10.2011 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2011 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л .П., Семиглазов В.А.) по делу N А26-243/2011,
установил
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия, место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Ладва-Веткинского сельского поселения, место нахождения: 185519, Республика Карелия, Прионежский район, п. Ладва-Ветка, ул. Молодежная, д. 4Б, ОГРН 1051002321325 (далее - Администрация), о взыскании 65 072 руб. 61 коп., в том числе: 53 320 руб. недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования (далее - ЕСН), 1220 руб. 85 коп. пеней, 6075 руб.16 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и 4456 руб. 60 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Определением суда первой инстанции от 01.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 49 (далее - ГУ ФСС).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2011 требования Инспекции удовлетворены частично: с Администрации взыскано 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ. В остальной части Инспекции в удовлетворении заявления отказано.
Апелляционный суд постановлением от 28.06.2011 отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил требования Инспекции, взыскав с Администрации 53 320 руб. недоимки по ЕСН, 1220 руб. 85 коп. пеней и 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ. В остальной части заявление Инспекции оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Не оспаривая судебные акты в части взыскания 100 руб. штрафа по статье 119 НК РФ, податель жалобы считает ошибочными выводы апелляционного суда о наличии у Администрации недоимки по ЕСН за 2009 год. По мнению Администрации, Расчетной ведомостью по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год, а также отзывом на исковое заявление, представленным ГУ ФСС в материалы дела, подтверждается, что неправильное заполнение налогоплательщиком декларации по ЕСН не привело к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании с Администрации 6075 руб. 16 коп. штрафа, начисленного по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН. Инспекция считает, что неотражение в налоговой декларации по ЕСН суммы, возмещенной ГУ ФСС, привело к неполной уплате налога, в связи с чем привлечение Администрации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, является правомерным.
В судебном заседании представители Администрации и Инспекции поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в кассационном порядке в пределах доводов кассационных жалоб Администрации и налогового органа.
Как видно из материалов дела, Администрация представила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год с нарушением установленного срока.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция составила акт от 09.04.2010 N 1.3671 и приняла решение от 07.06.2010 N 1.2598, которым Администрации доначислено 53 320 руб. ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования, и начислено 1220 руб. 85 коп. пеней. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности в виде 4456 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ и 6075 руб. 16 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Во исполнение решения от 07.06.2010 N 1.2598 Администрации направлено требование от 23.07.2010 N 2766 об уплате доначисленных ЕСН, пеней и штрафов.
Поскольку в установленный срок требование налогового органа Администрация не исполнила, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
Суд первой инстанции отказал налоговому органу в удовлетворении заявления о взыскании с Администрации 53 320 руб. ЕСН, 1220 руб. 85 коп. пеней и 6075 руб. 16 коп. штрафа со ссылкой на непредставление Инспекцией доказательств наличия у Администрации задолженности по взносам в Фонд социального страхования.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции и взыскав с Администрации 53 320 руб. ЕСН и 1220 руб. 85 коп. пеней, исходил из того, что неотражение налогоплательщиком в декларации по ЕСН за 2009 год 53 320 руб., возмещенных ГУ ФСС, привело к возникновению недоимки по ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования.
Кассационная коллегия, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб Администрации и Инспекции, считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
При рассмотрении дела судами установлено и сторонами не оспаривается, что при заполнении декларации по ЕСН за 2009 год Администрацией были допущены ошибки, в том числе по строке 0800 "Возмещено исполнительным органом ФСС за налоговый период" не отражено 53 320 руб., полученных в налоговом периоде от ГУ ФСС в порядке возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела Расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год видно, что у Администрации отсутствует задолженность по ЕСН перед Фондом социального страхования, а наоборот, числится 2997 руб. 49 коп. переплаты по ЕСН по итогам налогового периода.
В отзыве на исковое заявление ГУ ФСС, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, указало, что по данным отчетов за 2009 год задолженность за страхователем (Администрацией) отсутствует, а задолженность ГУ ФСС перед Администрацией составляет 2997 руб. 49 коп.
Как следует из показателей, отраженных в Расчетной ведомости, на начало налогового периода за Администрацией числилась переплата в Фонд социального страхования в размере 36 357 руб. 03 коп. Кроме того, расходы Администрации на цели обязательного социального страхования за 2009 год составили 38 323 руб. 70 коп. и 9995 руб. 46 коп. ЕСН было перечислено в бюджет государственного внебюджетного фонда за налоговый период.
Следовательно, при правильном заполнении налогоплательщиком декларации по ЕСН за 2009 год подлежали учету не только 53 320 руб., возмещенных ему ГУ ФСС, но и произведенные в налоговом периоде расходы на цели обязательного страхования.
Вывод апелляционного суда о том, что неотражение Администрацией в налоговой декларации по ЕСН за 2009 год суммы, возмещенной ГУ ФСС, привело к возникновению у налогоплательщика 53 320 руб. недоимки по ЕСН, сделан без учета имеющейся у него по данным ГУ ФСС переплаты в Фонд социального страхования в размере 36 357 руб. 03 коп. Кроме того, в решении Инспекции от 07.06.2010 N 1.2598, принятом по результатам камеральной проверки декларации по ЕСН за 2009 год, указано на наличие у Администрации 22 944 руб. 21 коп. переплаты ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, по сроку уплаты 15.01.2010. Данные обстоятельства также не были учтены апелляционным судом при вынесении судебного акта о взыскании с Администрации 53 320 руб. недоимки по ЕСН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ при выявлении в ходе камеральной налоговой проверки ошибок, допущенных налогоплательщиком при заполнении декларации, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, в свою очередь, кроме пояснений относительно выявленных ошибок в налоговой декларации, вправе дополнительно представить в налоговый орган иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Поскольку в ходе камеральной проверки не были устранены допущенные Администрацией ошибки при заполнении декларации по ЕСН за 2009 год, а также противоречия между сведениями, отраженными в декларации и содержащимися в документах, представленных в ФСС, налоговый орган пришел к ошибочному выводу о совершении Администрацией налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия считает правомерной ссылку суда первой инстанции на недоказанность налоговым органом возникновения у Администрации задолженности перед Фондом социального страхования вследствие неправильного заполнения декларации по ЕСН за 2009 год. Выводы апелляционного суда об обоснованном доначислении налогоплательщику 53 320 руб. ЕСН и начислении 1220 руб. 85 коп. пеней не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем постановление от 28.06.2011 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 23.03.2011.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2011 по делу N А26-243/2011 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2011 по настоящему делу.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.