Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
И.о. Губернатора |
А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20.12.2024 N 813
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301
1. Раздел 2 "Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере образования", раздел 3 "Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации" и раздел 4 "Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Нижегородской области" изложить в следующей редакции:
"2. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития Нижегородской области в сфере образования
К стратегическим национальным приоритетам относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
Национальными целями развития Российской Федерации, устанавливаемыми Указом Президента Российской Федерации, помимо прочих определена следующая национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года на перспективу до 2036 года - реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Нижегородская область и муниципальные образования Нижегородской области участвуют в реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (далее - Государственная программа Российской Федерации), в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Реализация Нижегородской областью своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированном бюджете Нижегородской области.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Субсидии предоставляются при условии наличия государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Государственной программы Российской Федерации по годам ее реализации.
Таким образом, общие требования к политике субъектов Российской Федерации, в том числе, Нижегородской области, в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.
3. Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты Государственной программы разработаны на основании:
- Национальных целей развития Российской Федерации, определяемых Указом Президента Российской Федерации;
- Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- постановления Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" и с учетом положений иных документов стратегического планирования.
Для достижения целей и показателей Государственной программы из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области предусмотрены субсидии:
- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 1 к Государственной программе;
- на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 2 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по исполнению требований к антитеррористической защищенности объектов образования, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 3 к Государственной программе;
- на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 4 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по модернизации пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 5 к Государственной программе;
- на капитальный ремонт образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 6 к Государственной программе;
- на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в части финансирования стоимости набора продуктов для организации питания, порядок предоставления и распределения которой установлен в приложении 7 к Государственной программе.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Нижегородской области
Для достижения цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" в сфере общего образования, включающего дошкольное образование, решаются следующие задачи:
- обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях Нижегородской области и муниципальных образовательных организациях с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений;
- поэтапное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и внедрение обновленных на его основе примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности и защиты Родины, труд (технология), физическая культура, искусство);
- обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
- совершенствование системы итоговой аттестации (измерительных материалов, технологий и инструментов), последовательный переход на использование российского программного обеспечения, разработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся при итоговой аттестации и отборе в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;
- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;
- укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов, медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;
- создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
- совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;
- внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал государственных услуг, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта.
Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования.
Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров реализуется за счет формирования и функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создается система непрерывного профессионального роста, задающая карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов. Для создания прозрачной системы оплаты труда педагогов будут изменены подходы и требования к оплате труда педагогических работников, установлены перечни стимулирующих и компенсационных выплат.
Повысится эффективность и производительность труда учителя за счет внедрения цифровых помощников (инструментов автоматического планирования, генерации отчетов, проверки домашних заданий, сервисов общения с родителями), интегрированных с федеральной государственной информационной системой "Моя школа", являющейся ключевым элементом формируемой цифровой образовательной среды.
Важнейшим приоритетом в образовании является современная подготовка будущих учителей. С этой целью реализуются мероприятия по развитию педагогических образовательных организаций высшего образования, обновлению их программ, функционированию на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников, развитию педагогических технопарков "Кванториум" и определению единых квалификационных требований для новых учителей.
Цель "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" также достигается за счет реализации комплекса мер, направленных в первую очередь на повышение доступности дополнительного образования, выявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи.
Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности. Предусмотрено тиражирование лучших практик воспитания и развития детей, создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по типу образовательного центра "Сириус". Продолжится внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования. В целях профессионального самоопределения школьников появятся новые современные форматы профессиональной ориентации (с учетом опыта портала "Проектория", проекта "Билет в будущее", открытых онлайн-уроков "Шоу профессий" и прочих).
Реализация мероприятий, направленных на физическое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и молодежи, позволит увеличить долю обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в туристско-краеведческой деятельности.
Получат дальнейшее развитие государственные меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления с использованием механизмов предоставления грантовой поддержки.
В целях создания единого воспитательного пространства во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, будут внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Организована работа советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательных организациях.
Будут решаться вопросы социализации и интеграции талантливой молодежи из числа иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, организовано системное вовлечение российской молодежи в проекты и программы в сфере международного молодежного сотрудничества, направленные на содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Мероприятия, направленные на развитие и поддержку русских школ за рубежом, развитие изучения русского языка в иностранных государствах, в том числе посредством направления за рубеж для преподавания российских педагогических работников и проведения мероприятий научного, образовательного и просветительского характера с целью популяризации русского языка и российского образования, будут способствовать повышению доступности качественного российского образования для иностранных граждан.".
2. Пункт 2.10 Порядка предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, являющегося приложением 1 к государственной программе, изложить в следующей редакции:
"2.10. Администрация обеспечивает целевое использование субсидии и направляет ее на закупку наборов пищевых продуктов для организации бесплатного питания (далее - закупка наборов продуктов).
Закупку наборов продуктов осуществляет заказчик (Администрация или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования, либо непосредственно муниципальная образовательная организация или иное муниципальное учреждение, обеспечивающее продукцией (товарами) в рамках организации бесплатного питания) в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
3. Пункт 2.10 Порядка предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области субсидии на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Нижегородской области, являющегося приложением 2 к государственной программе, изложить в следующей редакции:
"2.10. Администрация обеспечивает целевое использование субсидии и направляет ее на финансирование:
- стоимости продукции (товаров), реализуемой в рамках предоставления услуг по организации бесплатного питания, в части торговой наценки на реализуемую продукцию (товары), если данная наценка не превышает 50% к ценам приобретения сырья и покупных товаров, закупленных в соответствии с пунктом 2.10 приложения 1 к государственной программе;
- мероприятий по организации бесплатного питания (за исключением стоимости набора продуктов питания и укрепления (модернизации) материально-технической базы пищеблоков).".
4. В Порядке предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области субсидии на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в части финансирования стоимости набора продуктов для организации питания, являющемся приложением 7 к государственной программе:
4.1. Пункт 1.2 раздела 1 "Общие положения" изложить в следующей редакции:
"1.2. Субсидия предоставляется на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301 (далее соответственно - муниципальная программа, Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не проживающих в них, бесплатным двухразовым питанием в соответствии с частями 7, 7.1, 7.2 статьи 79 от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее соответственно - мероприятия, обеспечение питанием).".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Пункт 2.10 изложить в следующей редакции:
"2.10. Администрация муниципального образования обеспечивает целевое использование субсидии и направляет ее на закупку наборов продуктов для обеспечения питанием (далее - закупка наборов продуктов) или денежную компенсацию в соответствии с частью 7.2 статьи 79 от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Закупку наборов продуктов осуществляет заказчик (Администрация или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования, либо непосредственно муниципальная образовательная организация или иное муниципальное учреждение, обеспечивающее продукцией (товарами) в рамках организации бесплатного питания) в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2024 г. N 813 "О внесении изменений в государственную программу Нижегородской области "Развитие образования Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 301"
Вступает в силу с 20 декабря 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2024 г. N 5200202412230014