Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 25.10.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 (судья Репина Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-7450/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Муезерский леспромхоз", место нахождения: Республика Карелия, Муезерский р-н, пгт Муезерский, ул. Советская, д. 24, ОГРН 1021001770074 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (в настоящее время - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), о взыскании 6 445 632 руб. 25 коп. затрат, понесенных на воспроизводство лесов в 2008 году в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда от 05.09.2003 и от 12.10.2004.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.12.2010 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.2011, указывая, что надлежащим ответчиком по настоящему делу себя не считает, размер заявленных требований не обоснован, расходы на проведение противопожарных мероприятий (устройство минерализованных полос и уход за ними) включены в затраты по воспроизводству лесов неправомерно.
Стороны, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Муезерский лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) 05.09.2003 заключили договор аренды участков лесного фонда общей площадью 372 364 га на период с 05.08.2003 по 31.12.2028 для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, а 12.10.2004 - аналогичный договор аренды участков лесного фонда общей площадью 46 605 га на период с 01.01.2005 по 31.12.2029.
Согласно пункту 5.2.5 договоров арендодатель обязан оплачивать арендатору затраты по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании разработанных нормативов Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Оплата затрат по воспроизводству лесов производиться по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 6.2.6 договоров арендатор обязан осуществлять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и названными договорами, объем которых определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договорам аренды.
Из актов приемки-сдачи лесохозяйственных работ и протоколов по выполнению условий договоров участков лесного фонда за 2008 год следует, что лесохозяйственные и лесовосстановительные работы приняты без замечаний к их качеству и объему.
В целях приведения указанных договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 22.12.2008 заключили договоры аренды участков лесного фонда N 72-з и 73-з, установив сроки их действия до 31.12.2028 (пункт 7.1 договора аренды N 72-з) и до 31.12.2029 (пункт 7.1 договора аренды N 73-з).
Общество направило Министерству претензионное письмо от 13.05.2010 N 173 с требованием до 21.05.2010 возместить затраты арендатора на выполнение лесохозяйственных работ, произведенных в 2008 году, перечислив на его счет 6 445 632 руб. 25 коп.
Поскольку указанное требование выполнено не было, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что исковые требования к Министерству являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, договоры аренды участков лесного фонда были заключены до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и поэтому к правоотношениям сторон согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения названного Кодекса не применяются.
Как определено в пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Представленными доказательствами (в том числе актами о выполнении лесовосстановительных мероприятий, протоколами по выполнению условий договоров участков лесного фонда за 2008 год) подтверждается, что Обществом выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы без замечаний к их качеству и объему.
Поскольку в договоры аренды не вносились изменения в части оплаты работ по воспроизводству лесного фонда, арендатор имеет право на возмещение своих затрат на лесовосстановление.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Судами правомерно указано, что Министерство является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по лесу - органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществлявшего функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также распорядителем федеральных субвенций, выделенных Республике Карелия в 2008 году.
В настоящее время Министерство является стороной договоров аренды лесного участка от 22.12.2008 N 72-з и 73-з, заключенных в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда от 05.09.2003 и от 12.10.2004, в рамках которых истцом понесены предъявленные ко взысканию затраты.
Вопреки доводам ответчика, отсутствие расчетно-технологических карт на 2008 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не освобождает арендодателя от обязанности возместить затраты, понесенные истцом при выполнении работ по лесовосстановлению в соответствии с договорами аренды участков лесного фонда. К тому же ответчик, не соглашаясь с расчетом Общества, не представил свой расчет и не обосновал, в каком размере подлежат возмещению затраты Общества.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А26-7450/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.