Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Уют-2" конкурсного управляющего Фотина И.А. (определения Арбитражного суда Архангельской области от 24.02.2011, от 26.07.2011 по делу N А05-8000/2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уют-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.03.2011 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-14386/2010,
установил
Муниципальное унитарное предприятие "Уют-2" (ОГРН 1022901465938, место нахождения: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 47/208; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (место нахождения: Архангельская обл., п. Плесецк, ул. Ленина, д. 33; далее - Администрация Плесецкого района) о признании права хозяйственного ведения на инженерные сети длиной 12 454,5 м с инвентарным номером 11:250:002:000014420, введенные в эксплуатацию в 1993, 1976 годах, с назначением "тепловая сеть".
Протокольным определением от 19.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Североонежское" (место нахождения: Плесецкий р-н, п. Североонежск, 2 мкрн., д. 9; далее - МО "Североонежское").
Определением от 24.02.2011 по ходатайству истца МО "Североонежское" привлечено к участию в деле в качестве ответчика с исключением его из числа третьих лиц.
Решением от 24.03.2011 в иске отказано по мотивам невозможности идентификации теплосетей, подлежащих передаче истцу на основании принятого ранее решения арбитражного суда по делу N А05-5420/2009, с теплосетями, заявленными в иске, а также в связи с тем, что на часть объекта, в отношении которого заявлено требование, зарегистрировано право собственности МО "Североонежское".
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 данное решение оставлено без изменения.
Предприятие в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Администрация Плесецкого района не имела права изымать теплосети из хозяйственного ведения Предприятия, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2009 по делу N А05-5420/2009, последующая передача теплосетей и другого имущества на основании Областного закона Архангельской области от 05.12.2007 N 455-22-ОЗ в МО "Североонежское" является ничтожной, а регистрация права собственности МО "Североонежское" на часть теплосетей - незаконной.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2009 по делу N А05-8000/2008 Предприятие признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2009 по другому делу (N А05-5420/2009) по иску Предприятия признаны недействительными взаимосвязанные сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения Предприятия, оформленные постановлениями главы муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" от 09.10.2007 N 730, от 25.12.2007 N 960, от 28.04.2008 N 416, от 23.06.2008 N 613, от 14.08.2008 N 838 и приложениями к ним; на муниципальное образование "Плесецкий муниципальный район" (далее - МО "Плесецкий муниципальный район") возложена обязанность возвратить Предприятию из муниципальной казны изъятое имущество 56 наименований, в том числе теплосети (пункт 46 перечня в резолютивной части решения). В удовлетворении остальной части иска о взыскании 48 132 449 руб. 26 коп. стоимости изъятого имущества, находящегося у третьих лиц, отказано.
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель по актам от 20.05.2010 изъял у должника - МО "Плесецкий муниципальный район" - и передал Предприятию теплосети в п. Североонежск, 1982 года, общей протяженностью 11 104 п.м, в том числе надземную теплотрассу протяженностью 2646 п.м и подземную теплотрассу протяженностью 8458 п.м, без инвентарного номера.
В соответствии с Областным законом Архангельской области от 05.12.2007 N 455-22-ОЗ (в редакции Областного закона Архангельской области от 21.01.2009 N 662-33-ОЗ) "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Плесецкий муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Оксовское", "Пуксоозерское", "Североонежское" Архангельской области" по акту приема-передачи от 05.02/05.05.2009 от МО "Плесецкий муниципальный район" в МО "Североонежское" переданы инженерные сети теплосети в р. п. Североонежск, 1993 года ввода в эксплуатацию (N 74), теплосети промплощадка в р.п. Североонежск, 1993 года ввода в эксплуатацию (N 75), теплосети п. Икса, 1982 года ввода в эксплуатацию (N 77). 03.06.2010 за МО "Североонежское" зарегистрировано право собственности на инженерные теплосети длиной 6350,7 м, лит. 1 в пос. Североонежск (свидетельство о государственной регистрации права серии 29-АК N 484937).
Постановлениями от 22.11.2010 судебный пристав-исполнитель внес изменения в акты от 20.05.2010 в части года ввода в эксплуатацию и протяженности путей - "1993, 1976" и "12 454,5 м" вместо указанных "1982" и "11 104 п.м" соответственно.
Предприятие, ссылаясь на то, что во исполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу N А05-5420/2009 судебный пристав-исполнитель передал ему теплосети, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании права хозяйственного ведения в отношении имущества с указанными в иске характеристиками.
Исходя из статей 8, 12, 209, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права хозяйственного ведения на это имущество при условии подтверждения оснований возникновения права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, судебный акт, в резолютивной части которого решен вопрос о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В резолютивной части решения арбитражного суда от 18.09.2009 по делу N А05-5420/2009 решен вопрос о возврате Предприятию из казны МО "Плесецкий муниципальный район" имущества, изъятого из хозяйственного ведения, в том числе теплосетей (N 46 по перечню). Однако в судебном акте не указаны какие-либо индивидуализирующие признаки объекта.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2010 по названному делу (N А05-5420/2009) Предприятию отказано в разъяснении данного решения в части уточнения индивидуализирующих признаков теплосетей по тем мотивам, что при рассмотрении дела суду не представлялись кадастровые паспорта на инженерные теплосети. Между тем по акту от 20.05.2010 судебный пристав-исполнитель передал Предприятию инженерные сети с определенными характеристиками.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности идентификации теплосетей, возвращенных Предприятию решением арбитражного суда от 18.09.2009 по делу N А05-5420/2009, указанным в качестве основания иска, с инженерными сетями, переданными судебным приставом-исполнителем и названными в исковом заявлении, и, следовательно, о недоказанности приобретения Предприятием права хозяйственного ведения именно на это имущество.
Кроме того, как установлено судами, теплосети, на которые 03.06.2010 зарегистрировано право собственности МО "Североонежское", являются частью объекта, на который Предприятие просит признать право хозяйственного ведения. Данные сети переданы МО "Североонежское" от МО "Плесецкий муниципальный район" в порядке разграничения муниципальной собственности по акту приема-передачи, утвержденному МО "Плесецкий муниципальный район" 05.02.2009 и МО "Североонежское" 05.05.2009, и право собственности МО "Североонежское" на данное имущество исходя из пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, пункта 6 статьи 5.7 Областного закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (в редакции законов от 01.03.2006 N 150-9-ОЗ, от 29.10.2008 N 595-30-ОЗ) возникло с момента подписания акта, то есть до принятия и вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А05-5420/2009.
В таком случае данное имущество не могло входить в перечень объектов, подлежащих возврату Предприятию из казны МО "Плесецкий муниципальный район", и должно было быть включено в составленный истцом перечень имущества, находящегося у третьих лиц, стоимость которого просило взыскать Предприятие, однако в этой части исковых требований в рамках дела N А05-5420/2009 было отказано.
На момент внесения постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.11.2010 изменений в акт от 20.05.2010 о передаче имущества взыскателю в части характеристик объекта инженерные теплосети длиной 6350,7 м, входящие в состав теплосетей протяженностью 12 454,5 м, уже находились в собственности МО "Североонежское" и не могли в составе теплосетей большей протяженности быть переданы Предприятию во исполнение судебного акта по делу N А05-5420/2009 как имущество казны МО "Плесецкий муниципальный район".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Довод подателя жалобы о том, что изначально теплосети были неправомерно изъяты Администрацией Плесецкого района из хозяйственного ведения Предприятия и, следовательно, их передача в МО "Североонежское" незаконна, подлежит отклонению на основании пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из которого недействительность сделки сама по себе не означает, что приобретатель, получивший по ней имущество, не может считаться его собственником.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права, не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А05-14386/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уют-2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2010 по названному делу (N А05-5420/2009) Предприятию отказано в разъяснении данного решения в части уточнения индивидуализирующих признаков теплосетей по тем мотивам, что при рассмотрении дела суду не представлялись кадастровые паспорта на инженерные теплосети. Между тем по акту от 20.05.2010 судебный пристав-исполнитель передал Предприятию инженерные сети с определенными характеристиками.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности идентификации теплосетей, возвращенных Предприятию решением арбитражного суда от 18.09.2009 по делу N А05-5420/2009, указанным в качестве основания иска, с инженерными сетями, переданными судебным приставом-исполнителем и названными в исковом заявлении, и, следовательно, о недоказанности приобретения Предприятием права хозяйственного ведения именно на это имущество.
Кроме того, как установлено судами, теплосети, на которые 03.06.2010 зарегистрировано право собственности МО "Североонежское", являются частью объекта, на который Предприятие просит признать право хозяйственного ведения. Данные сети переданы МО "Североонежское" от МО "Плесецкий муниципальный район" в порядке разграничения муниципальной собственности по акту приема-передачи, утвержденному МО "Плесецкий муниципальный район" 05.02.2009 и МО "Североонежское" 05.05.2009, и право собственности МО "Североонежское" на данное имущество исходя из пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, пункта 6 статьи 5.7 Областного закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (в редакции законов от 01.03.2006 N 150-9-ОЗ, от 29.10.2008 N 595-30-ОЗ) возникло с момента подписания акта, то есть до принятия и вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А05-5420/2009.
...
Довод подателя жалобы о том, что изначально теплосети были неправомерно изъяты Администрацией Плесецкого района из хозяйственного ведения Предприятия и, следовательно, их передача в МО "Североонежское" незаконна, подлежит отклонению на основании пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из которого недействительность сделки сама по себе не означает, что приобретатель, получивший по ней имущество, не может считаться его собственником.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права, не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.03.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по делу N А05-14386/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Уют-2" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2011 г. N Ф07-7903/11 по делу N А05-14386/2010