Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Михайловской Е.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 08.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Прионежского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2011 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 (судьи Фокина Е.А., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А26-822/2011,
установил
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным, как не соответствующим положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), решения Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Совет) от 16.12.2010 N 22 "О приеме отдельных полномочий Администрацией Прионежского муниципального района на 2011 год".
Решением суда первой инстанции от 14.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение принято Советом с превышением его полномочий; исполнение решения повлечет дополнительные затраты Администрации.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением VIII сессии II созыва Совета от 16.12.2010 N 22 "О приеме отдельных полномочий Администрацией Прионежского муниципального района на 2011 год" Администрации поручено принять к исполнению отдельные полномочия в соответствии с решениями сессий Советов сельских поселений Прионежского муниципального района и в целях организации надлежащего исполнения переданных полномочий заключить соглашения с органами местного самоуправления данных сельских поселений.
Решением предусмотрено, что оно вступает в силу с момента опубликования.
Данное решение опубликовано 21.01.2011 в газете "Прионежье", N 2 (8950).
Посчитав, что решение принято Советом с превышением его полномочий, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация оспорила его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о соответствии решения Совета действующему законодательству.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 43 Закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Статьей 7 данного Закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3).
Согласно Уставу Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Устав) по вопросам своей компетенции Совет принимает правовые акты в форме решений, которые входят в систему муниципальных правовых актов Прионежского муниципального района и подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального района. Решения Совета направляются Главе Прионежского муниципального района для подписания и обнародования (статья 23).
Оспариваемым решением Совет, реализуя право, предусмотренное частью 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, на основании решений сессий Советов сельских поселений Прионежского муниципального района и статьи 23 Устава поручил Администрации принять к исполнению отдельные полномочия в соответствии с решениями сессий указанных Советов сельских поселений и заключить с ними соответствующие соглашения.
Статьей 18 Устава к полномочиям Главы Прионежского муниципального района отнесено подписание и обнародование в предусмотренном Уставом порядке нормативных правовых актов, принятых Советом (пункт 2).
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, является муниципальным правовым актом, подписано Главой Прионежского муниципального района и официально опубликовано, содержит правовые нормы, направленные на урегулирование правового положения субъектов бюджетных правоотношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Рассматривая настоящее дело, суды не решали вопроса о правовой природе оспариваемого решения и фактически исходили из того, что оно является ненормативным правовым актом.
Между тем, ошибочное определение природы оспариваемого акта повлекло за собой неправильное применение порядка рассмотрения дела и привело к принятию судами неправильных решения и постановления. В силу частей 1 и 3 статьи 288 АПК РФ это является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное, определить правовую природу оспариваемого решения, рассмотреть дело по соответствующим правилам АПК РФ, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А26-822/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.