Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 08.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 (судья Репина Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-7449/2010,
установил
Открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз", место нахождения: Республика Карелия, Муезерский р-н, пос. Лендеры, Первомайская ул., д. 17, ОГРН 1021001770371 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (в настоящее время - Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), о взыскании 2 789 180 руб. 92 коп. затрат, понесенных на воспроизводство лесов в 2008 году в соответствии с договором аренды участков лесного фонда от 15.10.2004 N 2.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.12.2010 и постановление от 14.06.2011, указывая, что надлежащим ответчиком по настоящему делу себя не считает, размер заявленных требований не обоснован, расходы на проведение противопожарных мероприятий (устройство минерализованных полос и уход за ними) включены в затраты по воспроизводству лесов неправомерно.
Стороны, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Суккозерский лесхоз" (арендодатель) и Общество (арендатор) 15.10.2004 заключили договор аренды участков лесного фонда общей площадью 301 987 га на период с 01.01.2005 по 31.12.2029 для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.
Согласно пункту 5.2.5 договора арендодатель обязан оплачивать арендатору затраты по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании разработанных нормативов Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Оплата затрат по воспроизводству лесов производиться по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
В соответствии с пунктом 6.2.6 договора арендатор обязан осуществлять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, которые установлены арендодателем, лесоустроительными документами и названным договором, объем работ определяется в ежегодно заключаемых сторонами дополнительных соглашениях к договору аренды.
Из актов приемки-сдачи лесохозяйственных работ и протоколов по выполнению условий договора участков лесного фонда за 2008 год следует, что лесохозяйственные и лесовосстановительные работы приняты без замечаний к их качеству и объему.
В целях приведения указанного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем переоформления Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 26.12.2008 заключили договор аренды лесного участка N 93-з, установив сроки его действия до 31.12.2029 (пункт 7.1 договора аренды N 93-з).
Общество направило Министерству претензионное письмо от 28.06.2010 N 403 с требованием до 15.07.2010 возместить затраты арендатора на выполнение лесохозяйственных работ, произведенных в 2008 году, перечислив на его счет 2 789 180 руб. 92 коп.
Поскольку указанное требование выполнено не было, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, договор аренды участков лесного фонда был заключен до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и поэтому к правоотношениям сторон согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения названного Кодекса не применяются.
Как определено в пункте 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Представленными доказательствами (в том числе актами о выполнении лесовосстановительных мероприятий, протоколами по выполнению условий договора участков лесного фонда за 2008 год) подтверждается, что Обществом выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы без замечаний к их качеству и объему.
Поскольку в договор аренды не вносились изменения в части оплаты работ по воспроизводству лесного фонда, арендатор имеет право на возмещение своих затрат на лесовосстановление.
Суды правомерно указали, что Министерство является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по лесу - органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществлявшего функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, а также распорядителем федеральных субвенций, выделенных Республике Карелия в 2008 году.
В настоящее время Министерство является стороной договора аренды лесного участка от 26.12.2008 N 93-з, заключенного в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участков лесного фонда от 15.10.2004, в рамках которого истцом понесены предъявленные ко взысканию затраты.
Вопреки доводам ответчика, отсутствие расчетно-технологических карт на 2008 год, разработка которых зависела не от истца, а от специально уполномоченного органа государственной власти в области лесного хозяйства, не освобождает арендодателя от обязанности возместить затраты, понесенные истцом при выполнении работ по лесовосстановлению в соответствии с договором аренды участков лесного фонда. Общество произвело расчет затрат на основании внутренних калькуляций по сложившимся фактическим затратам. Расчет истца проверен судами, признан обоснованным по праву и по размеру.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу N А26-7449/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.