Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 14.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2011 (судья Владимирова Г.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А66-12222/2010,
установил
Муниципальное унитарное предприятие "Кадастровый центр Твери", место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., дом 11, ОГРН 1026900573556 (далее - МУП "КЦТ") и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Тверской области, место нахождения: 170021, г. Тверь, ул. Димитрова, д. 8, ОГРН 1057601091151 (далее - ОАО "ТГК N 2"), обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д.33, ОГРН 1106952029315 (далее - Управление Росимущества) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994 (далее - Росимущество), о признании незаконным бездействия, выразившегося в несогласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100293:6, общей площадью 847 649,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Димитрова, на кадастровом плане территории, и о возложении обязанности согласовать названную схему.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра"), открытое акционерное общество "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (далее - ОАО "СПК Мосэнергострой"), администрация города Твери.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.08.2011, требования МУП "КЦТ" и ОАО "ТГК-2" удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, вывод судов об имевшем место незаконном бездействии со стороны Управления Росимущества противоречит материалам дела, поскольку решение об образовании земельных участков принимается Управлением Росимущества по поручению Росимущества.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100293:6, общей площадью 847 649,9 кв.м, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Димитрова, находятся объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "ТГК N 2" (энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции ТЭЦ-3), ОАО "СПК Мосэнергострой" (производственное здание, незавершенный строительством объект), ОАО "МРСК Центра" (учебно-тренировочный электросетевой комплекс 10 - 35 кВ Тверских электрических сетей на территории ТЭЦ-3), что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
На основании договора от 05.05.1999 N 221 администрация города Твери предоставила в аренду открытому акционерному обществу "Тверская энергетическая система" (реорганизовано в ОАО "МРСК Центра") указанный земельный участок.
Дополнительным соглашением от 15.01.2007 к договору от 05.05.1999 N 221 присоединилось ОАО "СПК Мосэнергострой".
ОАО "ТГК N 2", ОАО "МРСК Центра" и ОАО "СПК Мосэнергострой" 06.03.2009 согласовали порядок распределения площадей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100293:6, в частности под эксплуатацию энергетического производственно-технологического комплекса тепловой электрической станции ТЭЦ-3 определен земельный участок площадью 813 655,9 кв.м; под учебно-тренировочный электросетевой комплекс 10 - 35 кВ Тверских электрических сетей на территории ТЭЦ-3 - 9788 кв.м; под производственное здание, незавершенный строительством объект - 24 206 кв.м.
Далее стороны направили в Росимущество заявления от 15.05.2009 о получении согласия на раздел спорного земельного участка.
Для выполнения кадастровых работ по установлению границ и формированию пакетов документов для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков ОАО "ТГК N 2" (заказчик) заключило с МУП "КЦТ" (исполнитель) договор оказания услуг от 07.04.2010 N 15/10.
Согласно техническому заданию к договору от 07.04.2010 N 15/10 в состав проектных работ включено согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение договора от 07.04.2010 N 15/10 МУП "КЦТ" обратилось в Управление Росимущества с письмом от 18.06.2010 N 125/06 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответе от 06.07.2010 N 4082-05 Управление Росимущества сообщило о направлении пакета документов в Росимущество и запросило дополнительные документы, которые представлены МУП "КЦТ" сопроводительным письмом от 03.08.2010 N 149/08.
Письмом от 23.11.2010 N 10/14017 Росимущество возвратило пакет документов в Управление Росимущества с предложением представить заключение службы технической инвентаризации, подтверждающее отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов, недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц, а также документы, обосновывающие целесообразность раздела спорного земельного участка в указанных границах и площадях.
МУП "КЦТ" и ОАО "ТГК N 2" обжаловали в суде бездействие Управления Росимущества и Росимущества, считая, что представили необходимые документы для принятия решения о согласовании схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Суды признали требования обоснованными по праву и подтвержденными материалами дела.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 26 "Требований к подготовке межевого плана", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в приложении к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Статьей 36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу положений пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, уполномоченный орган на основании заявления юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Указанными нормами предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти по согласованию схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории.
Довод Управления Росимущества об отсутствии у него полномочий по согласованию схемы размещения земельного участка без поручения Росимущества правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав юридических лиц и предпринимателей.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.05.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А66-12222/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.