г. Вологда |
|
09 августа 2011 г. |
Дело N А66-12222/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Кадастровый центр Твери" Погосяна М.О. директора на основании постановления от 07.07.2008 N 23-к, от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Тверской области Немых Т.Ш. по доверенности от 31.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2011 года по делу N А66-12222/2010 (судья Владимирова Г.А.),
установил
муниципальное унитарное предприятие "Кадастровый центр Твери" (ОГРН 1026900573556, ИНН 6905052863; далее - МУП "КЦТ", предприятие) и открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Тверской области (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; ОАО "ТГК-2", общество) обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ТУ Росимущества в Тверской области, территориальное управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ, Росимущество, агентство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несогласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100293:6, общей площадью 847 649, 9 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Димитрова, на кадастровом плане территории, и о возложении обязанности согласовать названную схему.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра"), открытое акционерное общество "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой" (далее - ОАО "СПК Мосэнергострой"), администрация города Твери.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2011 года по делу N А66-12222/2010 требования МУП "КЦТ", ОАО "ТГК-2" удовлетворены.
ТУ Росимущества в Тверской области с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что бездействие по рассмотрению заявления предприятия отсутствует; со стороны территориального управления предприняты все необходимые меры для разрешения спорного вопроса; оно руководствовалось разъяснениями ФАУГИ N ПП-10/16812.
МУП "КЦТ" и ОАО "ТГК-2" в отзывах и их представители с судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным. Отзывы на жалобу от Росимущества и третьих лиц не поступили.
ТУ Росимущества в Тверской области, ФАУГИ, ОАО "МРСК Центра", ОАО "СПК Мосэнергострой", администрация города Твери надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей МУП "КЦТ" и ОАО "ТГК-2", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Димитрова, с кадастровым номером 69:40:0100293:6, общей площадью 847 649,9 кв.м, находятся объекты недвижимости принадлежащие ОАО "ТГК-2" (энергетический производственно- технологический комплекс тепловой электрической станции ТЭЦ-3), ОАО "СПК Мосэнергострой" (производственное здание, незавершенный строительством объект), ОАО "МРСК Центра" (учебно-тренировочный электросетевой комплекс 10-35 кВ Тверских электрических сетей на территории ТЭЦ-3), что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
На основании договора от 05.05.1999 N 221 администрация города Твери предоставила в аренду открытому акционерному обществу "Тверская энергетическая система" (реорганизовано в ОАО "МРСК Центра") указанный земельный участок.
Дополнительным соглашением от 15.01.2007 к договору от 05.05.1999 N 221 присоединилось ОАО "СПК Мосэнергострой".
Владельцы объектов недвижимости ОАО "ТГК-2", ОАО "МРСК Центра" и ОАО "СПК Мосэнергострой" 06.03.2009 согласовали порядок распределения площадей земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100293:6, в частности под эксплуатацию энергетического производственно- технологического комплекса тепловой электрической станции ТЭЦ-3 определен земельный участок площадью 813 655,9 кв.м; под учебно-тренировочный электросетевой комплекс 10-35 кВ Тверских электрических сетей на территории ТЭЦ-3 - 9788 кв.м; под производственное здание, незавершенный строительством объект - 24 206 кв.м.
Далее стороны направили в ФАУГИ заявления от 15.05.2009 о получении согласия на раздел спорного земельного участка.
Для выполнения кадастровых работ по установлению границ и формированию пакетов документов для постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков ОАО "ТГК-2" (заказчик) заключило с МУП "КЦТ" (исполнитель) договор оказания услуг от 07.04.2010 N 15/10.
Согласно техническому заданию к договору от 07.04.2010 N 15/10 в состав проектных работ включено согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Во исполнение договора от 07.04.2010 N 15/10 предприятие обратилось в территориальное управление с письмом от 16.06.2010 N 125/06 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В ответе от 06.07.2010 N 4082-05 ТУ Росимущества в Тверской области сообщило о направлении пакета документов ФАУГИ и запросило дополнительные документы, которые представлены предприятием с сопроводительным письмом от 03.08.2010 N 149/08.
Письмом от 23.11.2010 N 10/14017 ФАУГИ возвратило пакет документов с предложением представить заключение службы технической инвентаризации, подтверждающее отсутствие на испрашиваемом земельном участке объектов, недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц, а также документы, обосновывающие целесообразность раздела спорного земельного участка в указанных границах и площадях.
МУП "КЦТ" и ОАО "ТГК-2" обжаловали в суде бездействие территориального управления и Росимущества, считая, что представили полный пакет документов для принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к объектам земельных отношений может быть отнесен только сформированный земельный участок.
В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
На основании пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 этого Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу пункта 26 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, в случаях, предусмотренных ЗК РФ, в приложение к межевому плану, подготовленному в результате кадастровых работ по образованию земельных участков, включается оформленное в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Статьей 36 ЗК РФ установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, вышеуказанным законодательством предусмотрена обязанность исполнительного органа государственной власти по согласованию схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае границы земельного участка, указанные в схеме расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100293:6, согласованы Управлением архитектуры и градостроительства г. Твери; расчет площадей для размещения и эксплуатации объекта выполнен в соответствии со строительными нормами и правилами, в частности СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий".
Следовательно, требования статьи 33 ЗК РФ соблюдены, что не оспаривается подателем жалобы.
Довод ТУ Росимущества в Тверской области об отсутствии у него полномочий по согласованию схемы размещения земельного участка без поручения агентства отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав юридических лиц и предпринимателей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования предприятия и общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина ТУ Росимущества в Тверской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 мая 2011 года по делу N А66-12222/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12222/2010
Истец: МУП "Кадастровый центр Твери"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: Администрация города Твери, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", ОАО "Строительно-промышленная компания Мосэнергострой", ОАО "Тверская генерирующая компания N2" в лице Главного Управления ОАО "Территориальная генерирующая компания N2" по Тверской области, ОАО "Тверская генерирующая компания N2" в лице Главного управления по Тверской области, ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Филиал ОАО "МРСК Центра"-"Тверьэнерго"