Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Никитушкиной Л.Л., Боглачевой Е.В.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области Цымбал О.Ф. (доверенность от 12.05.2011 N 2261),
рассмотрев 21.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2011 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-74121/2010,
установил
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Вахрушева, д. 1, ОГРН 1024700562138 (далее - Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Леннефтепроводстрой"", место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, пр. Всеволожский, д. 52, ОГРН 1074703003363 (далее - ЗАО "Леннефтепроводстрой", Общество), о взыскании штрафа в размере 27 931 руб. 50 коп. за несвоевременное представление Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011, в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда отказано.
В кассационной жалобе Пенсионный Фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - о взыскании с Общества в пользу Пенсионного фонда 27 931 руб. 50 коп. штрафных санкций.
Податель жалобы не согласен с выводом судебных инстанций о том, что представленная Обществом опись вложения содержит штамп почтового отделения, принявшего соответствующую корреспонденцию для отправки, поскольку номер почтового отделения не читаем. В связи с этим данная опись не может являться доказательством того, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2009 год были отправлены Обществом в марте 2010 года. Опись вложения почтового отправления, по мнению Пенсионного фонда, не относится к документам, подтверждающим отправление почтовой корреспонденции, поскольку таким документом является квитанция.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Пенсионным фондом проведена проверка своевременности предоставления Обществом индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Пенсионный фонд установил, что Общество не представило в установленный законом срок указанные выше сведения за 2009 год, о чем был составлен акт от 06.07.2010 N 03/218 и принято решение от 10.08.2010 N 03/218 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 27 931 руб. 50 коп.
Пенсионным фондом в адрес Общества 10.09.2010 выставлено требование N 03/218, в котором предложено в срок до 05.10.2010 добровольно уплатить штраф в размере 27 931 руб. 50 коп.
Акт проверки от 06.07.2010 N 03/218, решение от 10.08.2010 N 03/218 и требование от 10.09.2010 N 03/218 о добровольной уплате штрафа в срок до 05.10.2010 направлены в адрес Общества, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списков почтовых отправлений.
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании штрафа в размере 27 931 руб. 50 коп.
Кассационная инстанция считает, что отказывая Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. В данной статье также предусмотрена обязанность страхователя представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 17 названного Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пункта 1 статьи 39 названного Закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10-ти дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Статья 37 Закона N 212-ФЗ регламентирует, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Пенсионный фонд, обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд, указал, что Общество предоставило индивидуальные сведения персонифицированного учета за 2009 год по почте, о чем свидетельствует почтовый конверт с датой отправки - 03.06.2010, место отправления - город Москва, почтовый индекс отправления - 105062, что усматривается из почтового штемпеля. Ранее индивидуальные сведения за 2009 год от данной организации в Пенсионный фонд не поступали.
При этом Пенсионный фонд указал, что опись, вложенная в конверт от 03.06.2010, не может являться доказательством того, что сведения индивидуального персонифицированного учета за 2009 год были отправлены в марте 2010 года (01.03.2010), так как на описи не читается дата на почтовом штемпеле: в числе 01 - ноль почти не виден, а число 1 видно очень четко; номер отделения почтовой связи на штемпеле абсолютно не читаем.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций правомерно сослались на положения пунктов 32 и 52 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила), признав, что опись вложения является достаточным доказательством отправки адресату почтовой корреспонденции.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.09.2010 N ВАС-12112/10.
Суды указали, что представленная Обществом в настоящем споре опись вложения содержит штамп почтового отделения, принявшего соответствующую корреспонденцию для отправки, а также дату самой отправки.
Содержащиеся в этом документе сведения не опровергнуты Пенсионным фондом.
В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы, приведенные Пенсионным фондом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела. Выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Пенсионного фонда у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2011 по делу N А56-74121/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.