Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В. и Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" Юдина М.И. (доверенность от 31.03.2010 N 545/49-Д), от Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу Штафетова А.А. (доверенность от 20.01.2011 N 27),
рассмотрев 23.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2011 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-7782/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка", место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, проспект Машиностроителей, дом 12, ОГРН 1082902002677 (далее - ОАО "ЦС "Звездочка", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Большой проспект ПС, дом 33, помещение 7-Н, ОГРН 1077847399057 (далее - Управление), от 04.02.2011 N СЗ/02-11 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.05.2011 суд удовлетворил заявленное требование Общества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления N СЗ/02-11.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2011 вынесенное по настоящему делу решение от 24.05.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просить принятые по делу судебные акты отменить, оспариваемое постановление от 04.02.2011 N СЗ/02-11 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ОАО "ЦС "Звездочка" достоверно знало о содержании выданного административным органом предписания от 14.12.2010, о чем прямо указано в протоколе конкурсной комиссии Общества от 17.12.2010 N 7 об отмене результатов торгов. Несмотря на наличие предписания Управления, Общество 15.12.2010 незаконно провело процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "ЦС "Звездочка" возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что Общество узнало о принятом в отношении него предписании только 16.12.2010 - уже после его размещения на официальном сайте Рособоронзаказа.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество (заказчик) провело открытый конкурс на право заключения договора по выполнению строительно-монтажных работ и о поставке оборудования для ОАО "ЦС "Звездочка" в рамках программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года".
Извещение N 101111/015246/63 о проведении конкурса было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (лот N 1 - реконструкция котельной пара низкого давления (объект 23); начальная цена договора - 180 000 000 руб.).
Согласно размещенной на сайте информации вскрытие конвертов участников конкурса назначено на 13.12.2010; рассмотрение заявок - на 14.12.2010, а проведение торгов - на 15.12.2010.
В адрес Управления 08.12.2010 поступила жалоба от закрытого акционерного общества "Промышленный инжиниринг" (далее - ЗАО "Промышленный инжиниринг") на действия заказчика при размещении государственного оборонного заказа при проведении конкурса в связи с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Решением Управления от 14.12.2010 N 39-рж жалоба ЗАО "Промышленный инжиниринг" была признана частично обоснованной. Административным органом установлено, что конкурсная документация на проведение открытого конкурса не содержит требований к техническим характеристикам товара и работ, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, что противоречит требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Участия в рассмотрении жалобы ЗАО "Промышленный инжиниринг" 14.12.2010 Общество (надлежащим образом извещенное) не принимало.
На основании данного решения Управлением в адрес ОАО "ЦС "Звездочка" было вынесено предписание об устранении нарушений от 14.12.2010 N 39-пж, в соответствии с которым заказчик обязан:
1) Внести изменения в конкурсную документацию на проведение открытого конкурса (извещение N 101111/015246/63) по выбору организации с правом заключить договор на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования для ОАО "ЦС "Звездочка" в части установления требований к техническим характеристикам товара и работ, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.
2) Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с частью 3 статьи 24 Закона N 94-ФЗ.
Документы, подтверждающие выполнение указанного предписания, необходимо было представить до 17.01.2011 в адрес Управления.
Поскольку в установленный срок сведения от Общества об исполнении предписания административному органу не поступили, должностным лицом Управления 31.01.2011 был составлен протокол N СЗ/02-11 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 04.02.2011 N СЗ/02-11 заявитель привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 руб. Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило неисполнение ОАО "ЦС "Звездочка" предписания от 14.12.2010 N 39-пж.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Общество оспорило данное постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции отменил постановление Управления от 04.02.2011, так как пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия вины ОАО "ЦС "Звездочка" в совершении инкриминируемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с выводом суда первой инстанции.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что принятых по делу судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права.
Частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 94-ФЗ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов; выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 17 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выданное в соответствии с частью 9 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, которому выдано такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Как правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанций, предписание от 14.12.2010 N 39-пж выдано уполномоченным органом в соответствии с требованиями, установленными статьей 17 Закона N 94-ФЗ, и подлежало исполнению в срок до 17.01.2011. Согласно отметке на сопроводительном письме Управления от 16.12.2010 N 809 предписание и решение от 14.12.2010 поступили в адрес Общества 23.12.2010 вх. N 26548. Сведения о вынесенном административным органом 14.12.2010 предписании, являющиеся общедоступными, лишь 16.12.2010 были размещены на официальном сайте Рособоронзаказа.
ОАО "ЦС "Звездочка" 13.12.2011 в соответствии с извещением N 101111/015246/63 провело процедуру вскрытия конвертов с заявками претендентов на участие в конкурсе, что подтверждается протоколом вскрытия конвертов N 7.
Общество 14.12.2010 провело процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а 15.12.2010 был оформлен протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе. Победителем конкурса признано общество с ограниченной ответственностью "Спецфундаментстрой". В тот же день результаты конкурса опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Во исполнение решения и предписания от 14.12.2010 на заседании конкурсной комиссии ОАО "ЦС "Звездочка" решением от 17.12.2010 были отменены результаты торгов, так как внесение требуемых изменений в конкурсную документацию на проведение открытого конкурса и продление срока подачи заявок на участие в нем оказалось невозможным, о чем 31.12.2010 Управление было извещено.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии вины в действиях заявителя, поскольку сведения о том, что до осуществления процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе уже 14.12.2010 Обществу было известно о вынесенном предписании Управления, а также о его содержании, административным органом не представлены.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, вина является неотъемлемой частью состава административного правонарушения.
Как установлено частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды пришли к правомерному выводу о том, что доказательства наличия вины в действиях ОАО "ЦС "Звездочка", а следовательно и состава административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы административного органа были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой кассационная инстанция согласна.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Управления.
Основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А56-7782/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.