Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Удальцовой О.И. (доверенность от 05.11.2009 N 691), от общества с ограниченной ответственностью "ДОБРУЧИ-2" Мерзлякова К.В. (доверенность от 08.04.2011),
рассмотрев 01.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22.06.2011 (судья Циттель С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 (судьи Виноградова Т.В., Тарасова О.А., Чельцова Н.С.) по делу N А52-1297/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ДОБРУЧИ-2", место нахождения: 181613, Псковская обл., Гдовский р-н, дер. Добручи, ОГРН 1056000423940 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 2-а, ОГРН 1046000330683 (далее - Инспекция), от 27.01.2011 N 15-04/6991.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2011 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 16.09.2011 решение от 22.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу решение и постановление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, ввезенный Обществом на таможенную территорию Российской Федерации крупный рогатый скот не подлежал обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), так как налогоплательщик имел право на льготу; глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусматривает права на налоговый вычет сумм налога, излишне уплаченного в составе таможенных платежей при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2008 года.
По результатам камеральной проверки указанной декларации решением Инспекции от 27.01.2011 N 15-04/6991 об отказе в привлечении к ответственности признано неправомерным заявление Обществом вычетов по НДС на сумму 1 635 725 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 10.03.2011 N 2.8-08/1530 решение Инспекции от 27.01.2011 N 15-04/6991 оставлено без изменения.
Основанием для отказа Обществу в возмещении НДС послужил вывод Инспекции о необоснованном применении налоговой ставки 18 процентов в отношении операций по импорту крупного рогатого скота, так как налогоплательщик имел право на льготу в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ).
Налогоплательщик оспорил решение Инспекции в арбитражный суд.
Из материалов дела видно, что Общество 04.09.2008 по грузовой таможенной декларации N 10209010/040908/0000090 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - коров (самок крупного рогатого скота), коды Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД) 010210 90 00 и 010210 10 00. При таможенном оформлении ввезенного товара Общество уплатило НДС по ставке 18 процентов.
Уплаченную сумму налога Общество предъявило к вычету.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, определенных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 26.1 Закона N 118-ФЗ установлено, что с 1 января 2007 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, до 1 января 2012 года не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, осуществляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД Российской Федерации, определенному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод о том, что статьей 26.1 Закона N 118-ФЗ устанавливаются льготы по уплате НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налоговая льгота носит не обязательный, а заявительный характер.
Пунктом 2 статьи 56 НК РФ налогоплательщику предоставлено право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество при таможенном оформлении импортируемого товара не заявляло о своем праве на льготу. Данное обстоятельство суды обоснованно оценили как добровольный отказ от льготы, что не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что в настоящем деле не облагается НДС ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации крупный рогатый скот.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Из анализа пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
По данному делу судами установлено, что Обществом соблюдены все необходимые условия для принятия к вычету НДС. Факт своевременной уплаты суммы НДС по ставке 18 процентов налоговый орган не оспаривает. В судебных заседаниях судов обеих инстанций представитель Общества пояснил, что указанная ставка НДС была применена в связи с неопределенностью в товарной номенклатуре ВЭД.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Инспекция, не оспаривая факт выполнения Обществом всех требований для применения налоговых вычетов, в решении от 27.01.2011 N 15-04/6991 признала необоснованной всю сумму, заявленную налогоплательщиком к вычету.
По смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Инспекция в ходе судебного разбирательства по настоящему делу в порядке части 5 статьи 200 АПК РФ не представила каких-либо доказательств, подтверждающих получение Обществом необоснованной налоговой выгоды или недобросовестность его действий.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности с иными доказательствами по делу, а также принимая во внимание, что в результате действий налогоплательщика сформирован источник возмещения налога из бюджета, суды признали законность заявленных налогоплательщиков вычетов по НДС.
Ввиду изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 22.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2011 по делу N А52-1297/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.