Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства лесного хозяйства Тверской области Голубевой С.И. (доверенность от 25.11.2011), Барышкова В.В. (доверенность от 21.11.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация городского поселения город Конаково" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.05.2011 (судья Матвеев А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-5450/2010,
установил
Муниципальное учреждение "Администрация городского поселения город Конаково", ОГРН 1056910027305, место нахождения: 171252, Тверская обл., г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13 (далее - Администрация города), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, ОГРН 1106952029315, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33 (далее - Управление Росимущества), о признании права муниципальной собственности на следующие земельные участки, входящие в единый участок лесного фонда с кадастровым номером 69:00:000000:0091 по адресу: Тверская обл., участок лесного фонда на территории Конаковского района и г. Конаково: 69:43:0071001:1, 69:43:0070863:1, 69:43:0070639:2, 69:43:0070314:4, 69:43:0070312:1, 69:43:0070128:1, 69:43:0070130:2, 69:43:0071023:1, 69:43:0070864:1, 69:43:0070317:1, 69:43:0070314:5, 69:43:0070311:1, 69:43:0070128:2, 69:43:0070130:3, 69:43:0070216:16, 69:43:0071142:1, 69:43:0070315:1, 69:43:0070313:3, 69:43:0070133:5, 69:43:0070128:3, 69:43:0070130:4, 69:43:0070861:1, 69:43:0070639:1, 69:43:0070316:1, 69:43:0070313:4, 69:43:0070133:6, 69:43:0070130:1, 69:43:0070638:1.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 1701000, г. Тверь, Свободный пер., д. 2 (далее - Управление Росреестра), Департамент лесного комплекса Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Свободный пер., д. 9 (далее - Департамент), Комитет по управлению имуществом Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. М. Буденного, д. 8 (далее - Кадастровая палата), администрация Конаковского района, ОГРН 1026901731702, место нахождения: 171252, г. Конаково, ул. Энергетиков, д. 13.
Определениями от 05.10.2010 и 18.04.2011 суд первой инстанции принял отказ Администрации города от иска в части требования о признании права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 69:43:0070638:1 и 69:43:0070128:2 и прекратил производство по делу в этой части иска.
Решением от 06.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация города, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск.
Податель жалобы указывает на следующее: суды сделали неправильный вывод о том, что спорные участки относятся к категории земель лесного фонда, поскольку в кадастровых паспортах этих участков, выданных истцу Кадастровой палатой, указано, что они относятся к категории земель населенных пунктов; спорные участки являются самостоятельными объектами недвижимости и не должны входить в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091; на момент принятия исполнительным комитетом Калининского областного Совета депутатов решения от 19.07.1968 N 249 "О расширении городской черты г. Конаково" в земельном законодательстве не был установлен порядок перевода земель из одной категории в другую; в результате включения участка лесного фонда в городскую черту леса на этом участке приобретали статус городских.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства Тверской области, ОГРН 1106952010868, место нахождения, 170000, г. Тверь, Свободный пер., д. 9 (далее - Министерство), являющееся в соответствии постановлением правительства Тверской области от 17.10.2011 N 72-пп правопреемником Департамента, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно материалам лесоустройства и лесному реестру по Тверскому лесничеству Тверской области кварталы 39-41, 51-53, 62, 69-70, 77,78, 84, 89, 94, 97, 98, 101, 102 Вяземского участкового лесничества входят в состав земельного участка единого землепользования площадью 48 104 га, расположенного на территории Конаковского района и города Конаково. Данный участок, относящийся к землям лесного фонда, имеющий вид разрешенного использования "для ведения лесного хозяйства" (категория защитных лесов - лесопарковые зоны и леса, расположенные в водоохранных зонах), поставлен на кадастровый учет в октябре 2002 года под номером 69:00:000000:0091.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.01.2003 на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок (т. 1, л.д.19).
В апреле 2009 года Администрация города получила в Кадастровой палате кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами
69:43:0071001:1, 69:43:0070863:1, 69:43:0070639:2, 69:43:0070314:4, 69:43:0070312:1, 69:43:0070128:1, 69:43:0070130:2, 69:43:0071023:1, 69:43:0070864:1, 69:43:0070317:1, 69:43:0070314:5, 69:43:0070311:1, 69:43:0070128:2, 69:43:0070130:3, 69:43:0070216:16, 69:43:0071142:1, 69:43:0070315:1, 69:43:0070313:3, 69:43:0070133:5, 69:43:0070128:3, 69:43:0070130:4, 69:43:0070861:1, 69:43:0070639:1, 69:43:0070316:1, 69:43:0070313:4, 69:43:0070133:6, 69:43:0070130:1, 69:43:0070638:1,
входящие в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 69:00:000000:0091. В кадастровых паспортах было указано, что данные участки относятся к категории земель населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования "государственный лесной фонд". В письме от 09.06.2009 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области сообщило Администрации города о том, что все названные участки находятся в федеральной собственности.
Администрация города обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на указанные участки, ссылаясь на следующее: право федеральной собственности на эти участки зарегистрировано неправомерно, поскольку они находятся в границах города Конаково в соответствии генеральным планом города Конаково, утвержденным постановлением Областного совета народных депутатов Калининской области от 22.05.1972 N 207; на этих участках, относящихся к землям поселений, расположены городские леса, которые не могут входить в состав лесного фонда; незаконная регистрация права федеральной собственности на эти участки препятствует Администрации города распоряжаться ими в интересах местного населения.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, посчитав, что Администрация города не доказала наличия у муниципального образования "Город Конаково" права собственности на спорные участки.
Суды обеих инстанций, всесторонне и полно исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, правильно применив нормы Земельного кодекса РСФСР 1970 года, Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, Лесного кодекса РСФСР 1923 года, Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27.08.1956 "О передаче некоторых вопросов административно-территориального деления РСФСР на разрешение исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся и Президиумов Верховных Советов автономных республик", отказали в иске.
Суды обоснованно исходили из следующего. Право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 69:00:000000:0091, относящийся к землям лесного фонда, в состав которого входят спорные участки, зарегистрировано в 2003 году в соответствии со статьей 19 действовавшего в тот период Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, согласно которой лесной фонд находится в федеральной собственности; включение спорных участков в границы города Конаково не свидетельствует об изменении категории этих земель и имущественных прав на них; в материалы дела не представлено доказательств соблюдения обязательной процедуры перевода лесных земель (на которых к тому же находятся леса первой группы) в земли поселений, который в отношении федеральных земель осуществляется Правительством Российской Федерации; исполнительный комитет Калининского областного Совета депутатов трудящихся не был наделен полномочиями по изъятию земель из государственного лесного фонда; истец не представил доказательств возникновения права муниципальной собственности на спорные участки; Действующим законодательством, в том числе и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах соответствующих муниципальных образований.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными, соответствующими правовой позиции как Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 16490/07, так и Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П.
Довод жалобы о том, что спорные участки являются самостоятельными объектами недвижимости, относящимися к категории земель поселений, и поэтому необоснованно включены в состав единого землепользования, несостоятелен.
Согласно материалам дела, в том числе кадастровым документам, спорные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:00:000000:0091, относящегося к категории земель лесного фонда. Следовательно, спорные участки также относятся к землям лесного фонда. Как следует из имеющихся в деле письменных пояснений Кадастровой палаты и Управления Росреестра, землеустроительные работы в отношении спорных участков не проводились, кадастровых дел на эти участки как на самостоятельные объекты недвижимости не имеется, кадастровые паспорта этих участков с указанием на то, что они относятся к категории земель населенных пунктов, выданы Кадастровой палатой в 2009 году Администрации города ошибочно.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.05.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 по делу N А66-5450/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация городского поселения город Конаково" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.