Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Булычева Ю.Н. (доверенность от 15.06.2010),
рассмотрев 29.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2011 (судья Богданова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по делу N А26-9429/2010 (судьи Глазков Е.Г., Попова Н.М., Черемошкина В.В.),
установил
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11-В, ОГРН 1031000052335 (далее - Общество), обратилось с иском о взыскании 127 400 руб., составляющих задолженность Администрации Пряжинского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) по дополнительному соглашению от 25.06.2009 к соглашению от 01.12.2008 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Карелия на возмещение в 2008 году расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива.
До вынесения решения по существу иска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, Республика Карелия в лице Государственного комитета Республики Карелия по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике (далее - Государственный комитет РК по ЖКХ).
Решением от 11.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение - об удовлетворении заявленного иска.
По мнению подателя жалобы, суды установили право истца на получение субсидий, при этом пришли к неправильному выводу о выполнении Администрацией своих обязательств по перечислению денежных средств в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Карелия от 13.12.2007 N 1140-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2008 год" (далее - Закон о бюджете) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в пределах бюджетных ассигнований в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2008 год по соответствующим целевым статьям и виду расходов согласно приложению 6 к названному Закону, при условии заключения соответствующего соглашения.
С целью реализации названных положений Закона о бюджете и постановления Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 23-П "Об утверждении Условий предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия, Критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия и Методик распределения субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия между муниципальными образованиями" между Администрацией и Государственным комитетом Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Комитет) было заключено соглашение от 19.11.2008 "О софинансировании расходных обязательств и взаимодействии по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения". В силу условия данного соглашения Комитет доводит до Администрации объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия в соответствии с распределением средств субсидий на возмещение теплоснабжающим организациям расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива, согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 23-П, на основании заключения Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов перечисляет средства субсидии на счета территориальных органов Федерального казначейства по Республике Карелия, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Администрация в свою очередь определяет получателей средств бюджета Республики Карелия и представляет в Комитет заключение Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов о разнице в стоимости топлива, учтенного в тарифе израсходованного в пересчете на фактический объем топлива, использованных за период регулирования для услуг теплоснабжения потребителям, отражает средства субсидий в бюджете округа, обеспечивает контроль за целевым использованием средств субсидий.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Обществом 01.12.2008 заключено соглашение о предоставлении обществу из бюджета Республики Карелия субсидий на возмещение в 2008 году расходов теплоснабжающей организации, связанных с изменением стоимости жидкого топлива.
Согласно пункту 2.2.2 соглашения Администрация обязалась выделить Обществу денежные средства в размере 2 220 600 руб., которые и были перечислены платежным поручением от 30.12.2008 N 451.
Судами указано, что в соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения на Общество возлагалась обязанность предоставить Администрации заявку на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива, с приложением расчетов в потребности в бюджетных средствах на указанные цели; заявка и расчеты должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.
Пунктом 2.2.1 Соглашения предусмотрена обязанность Администрации обеспечить камеральную проверку расчетов потребности в бюджетных средствах, предоставляемых вместе с заявкой Общества на предоставление субсидии из бюджета РК на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива.
Дополнительным соглашением от 25.06.2009 стороны определили, что по результатам проверки финансовой отчетности Общества об использовании средств субсидии на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива при производстве и отпуске тепловой энергии в 2008 году сумма выпадающих доходов общества составила 3 824,33 тыс. руб. Администрация обязалась перечислить Обществу дополнительно к перечисленной ранее сумме в размере 2 220 600 руб. остаток средств субсидии в размере 127 400 руб.
Неисполнение Администрацией обязательства по предоставлению субсидий в установленной дополнительным соглашением сумме послужило основанием для заявления настоящих исковых требований.
Оценив указанное соглашение, суды пришли к выводу о том, что оно направлено на реализацию вышеназванных положений законодательства и соглашения от 19.11.2008 и предусматривает порядок перечисления конечному получателю - Обществу субсидии, носящей адресный и целевой характер, в связи с чем является оформлением порядка получения Обществом соответствующих субсидий, но не основанием их получения, в качестве которого следует расценивать перечисленные нормативные акты.
В качестве встречного предоставления по соглашению Общество приняло на себя обязательства по направлению субсидий на возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива в части тепловой энергии, отпущенной для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы.
С учетом изложенного для подтверждения своего права на получение предусмотренных соглашением денежных средств Обществу необходимо документально подтвердить размер своих расходов и их связь с изменением стоимости жидкого топлива.
При рассмотрении спора суды исходили из того, что размер расходов и их документальное обоснование истцом в адрес Администрации не направлялись. Довод Общества о том, что обязанность Администрации по перечислению субсидий возникла в силу факта указания на нее в заключенном сторонами дополнительном соглашении правомерно отклонен судами, поскольку такая обязанность возникает у ответчика в силу факта понесения расходов обществом, но не является безусловной обязанностью только в силу заключения соглашения.
Судами указано, что в соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения от 01.12.2008 на Общество возлагалась обязанность предоставить Администрации заявку на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение расходов, связанных с изменением стоимости жидкого топлива, с приложением расчетов в потребности в бюджетных средствах на указанные цели; заявка и расчеты должны быть заверены подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью организации.
Пунктом 2.1.4 соглашения Общество обязано представить Администрации отчетность о результатах выполнения условий предоставления субсидий в порядке, сроке и по формам, установленным главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия - Государственным Комитетом РК по реформированию ЖКХ.
Судами при рассмотрении дела установлено, что доказательства представления Администрации документального подтверждения суммы расходов, на компенсацию которой подлежали направлению субсидии, отсутствуют.
Денежные средства в размере 127 400 руб. были возвращены Администрацией в бюджет Республики Карелия.
С учетом вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердило заявленные требования.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в иске.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по делу N А26-9432/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.