Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве Гультяева К.С. (доверенность от 24.02.2011), Гогричиани Э.Г. (доверенность от 29.12.2010), от гражданина Алимирзоева С.В. представителя Терехова А.С. (доверенность от 05.10.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве и Алимирзоева Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.06.2011 (судья Попов А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-2583/2011,
установил
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра) от 20.09.2010 N 14/013/2010-194 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001084:1000 по адресу: г. Москва, Малый Харитоньевский пер., вл. 9/13, стр. 4 (далее - земельный участок) и об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право государственной собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2011 по делу N А40-150153/10146-1014 спор передан в Арбитражный суд Тверской области в соответствии с частью 3.1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 23.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить решение от 23.06.2011 и постановление от 31.08.2011 и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, здание, расположенное по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, строение 4, является многоэтажным жилым домом, поэтому на заявленный к регистрации земельный участок не распространяются нормы земельного законодательства, направленные на разграничение государственной собственности на землю. В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЖК РФ) право общей долевой собственности на спорный земельный участок возникло с момента проведения государственного кадастрового учета данного земельного участка (06.11.2008). На основании статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на спорный земельный участок может быть зарегистрировано право долевой собственности Российской Федерации, С.В. Алимирзоева и А.М. Трофимовой. Перевод квартир в нежилой фонд не будет являться основанием прекращения возникшей долевой собственности на земельный участок, поскольку такого основания прекращения права статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не предусмотрено.
С кассационной жалобой обратился также Алимирзоев Сергей Владимирович, не привлеченный к участию в деле. По мнению подателя жалобы, решение от 23.06.2011 и постановление от 31.08.2011 затрагивают его права и законные интересы как собственника нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, строение 4. Заявитель просит отменить решение от 23.06.2011 и постановление от 31.08.2011 и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что он имеет право наряду с ВАС РФ зарегистрировать право собственности на земельный участок, находящийся под указанным зданием.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. По мнению ТУ Росимущества, регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не нарушает права третьих лиц, поскольку здание, в котором расположены жилые помещения (4 квартиры), подлежит сносу, а на освобождаемой территории предполагается построить объекты, назначение которых определено как нежилое, перевод квартир в сносимом доме из жилых в нежилые не требуется. Наличие жилых помещений в здании не свидетельствует о невозможности регистрации права собственности Российской Федерации на весь земельный участок. Кроме того, поскольку право собственности на участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него препятствует разграничению государственной собственности на землю.
В отзыве на кассационную жалобу ВАС РФ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными, обоснованными и не подлежащими отмене, а доводы кассационных жалоб Управления Росреестра и Алимирзоева С.В. несостоятельными. По мнению ВАС РФ нормы ЖК РФ не подлежат применению при регистрации прав на спорный земельный участок по следующим причинам. Все жилые помещения в здании по указанному адресу были выкуплены в собственность Российской Федерации в целях, не связанных с обеспечением граждан жильем. В соответствии с пунктом 3 распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы N 5249 от 15.10.2009 вид разрешенного использования указанного земельного участка определяется как "_участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов". Кроме того, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы указал, что поскольку назначение объектов, которые предлагается построить на освобождаемой территории, определено как нежилое, дополнительное рассмотрение вопроса о переводе квартир в сносимых домах из жилых в нежилые не требуется.
В судебном заседании представители Управления Росреестра и Алимирзоева С.В. поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 300-р "О строительстве комплекса зданий для размещения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в городе Москве" предусмотрено строительство комплекса зданий для размещения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на земельных участках по адресу: Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 9/13, стр. 4, 5, 6, 9; Большой Харитоньевский пер., д. 13, стр. 1, и д. 13а, стр. 10. Также Росимуществу поручено осуществить необходимые мероприятия по оформлению права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых расположены данные строения, и предоставить эти земельные участки Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации для строительства комплекса зданий.
ТУ Росимущества на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, занятый зданием по адресу г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 9/13, стр. 4 (далее - здание).
Уведомлением от 20.08.2010 N 14/013/2010-194 Управление Росреестра сообщило о приостановлении регистрационных действий.
Уведомлением от 20.09.2010 N 14/013/2010-194 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), сославшись на то, что в Едином государственном реестре прав имеются сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации только на часть здания по адресу: г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 9/13, стр. 4. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие предоставление заявленного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
ТУ Росимущества, считая отказ Управления Росреестра незаконным, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Признавая незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации суд первой инстанции указал, что предусмотренный статьей 16 ЗК РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не изменяют действие других норм этого кодекса, в том числе статьи 36 ЗК РФ. Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретение неделимого земельного участка в общую долевую собственность. Кроме того суд указал на недоказанность довода Управления Росреестра о предоставлении ТУ Росимущества неполного пакета документов для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указав также, что материалами дела подтверждается факт выкупа в собственность Российской Федерации всех жилых помещений в здании по адресу: г. Москва, пер. Малый Харитоньевский, д. 9/13, строение 4. Поскольку, согласно распоряжению Правительства РФ от 10.03.2009 N 300-р и постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1352-ПП указанный дом подлежит сносу, учитывая отсутствие иных, не принадлежащих Российской Федерации, жилых помещений в указанном строении, формальное отсутствие перевода здания из жилого фонда в нежилой, не может свидетельствовать о том, что здание является жилым по смыслу Жилищного кодекса РФ и подпадает под его действие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения.
В силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. Согласно статье 17 ЗК РФ в собственности Российской Федерации находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 30.1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация права собственности публичного образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публичного образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Из положений статей 16, 17 ЗК РФ, статьи 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 названного Кодекса, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой, наряду с Российской Федерацией, являются граждане или юридические лица. Исходя из буквального толкования пункта 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, нахождение в собственности Российской Федерации отдельных помещений в доме, а не здания целиком не может служить основанием возникновения в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок у Российской Федерации с другими собственниками помещений.
На основании изложенного суды правомерно признали незаконным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами Управления Росреестра о том, что правоотношения связанные с регистрацией прав на спорный земельный участок регулируются положениями ЖК РФ, в частности статьей 36 указанного кодекса, а положения статьи 16 ЗК РФ в данном случае не применимы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, все жилые помещения в здании были выкуплены в собственность Российской Федерации в целях сноса данного здания и строительства на его месте комплекса административных зданий для ВАС РФ. В соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы N 5249 от 15.10.2009 вид разрешенного использования земельного участка определяется как "_участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов". Кроме того в соответствии с письмом Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поскольку здание подлежит сносу, а на освобождаемой территории планируется возвести нежилые объекты, дополнительное рассмотрение вопроса о переводе жилых помещений, расположенных в сносимых домах, в нежилые помещения не требуется. Таким образом, квартиры расположенные в здании не могут считаться жилыми помещениями по смыслу ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Более того, материалами дела подтверждается, что кадастровый учет земельного участка был произведен не с целью формирования общего имущества многоквартирного дома, как предусмотрено положениями статьи 16 Закона о введении в действие ЖК РФ, а для осуществления государственной регистрации прав на земельный участок в порядке разграничения права государственной собственности на землю для последующего решения вопросов, связанных со строительством объектов нежилого назначения.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок должна быть произведена в соответствии с положениями земельного законодательства, регулирующими процедуру разграничения государственной собственности на землю.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает необоснованными доводы Алимирзоева С.В. о том, что оспариваемым судебным актом затрагиваются его права и интересы. Регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, произведенная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует реализации прав предоставленных статьей 36 ЗК РФ и статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в здании, расположенном на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе Алимирзоева С.В. подлежит прекращению применительно к части 1 статьи 150 АПК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 150, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А66-2583/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Прекратить производство по кассационной жалобе Алимирзоева Сергея Владимировича.
Возвратить Алимирзоеву Сергею Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную на основании квитанции от 05.10.2011.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.