Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. (доверенность от 01.12.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Совета депутатов городского поселения - поселок Козлово и муниципального учреждения "Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2011 по делу N А66-1916/2011 (судьи Романова Е.В., Бажан О.М., Рощина С.Е.),
установил
Комитет по управлению имуществом Тверской области, ОГРН 1026900561071, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33 (далее Комитет), именуемый в настоящее время Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим постановления муниципального учреждения "Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово", ОГРН 1056910026183, место нахождения: 171274, Тверская обл., Конаковский район, пгт. Козлово, ул. Дм. Обушева, д. 16 (далее - Администрация), от 25.10.2010 N 91 "О резервировании земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района" как не соответствующего требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 3, 5, 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее - Положение о резервировании).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет депутатов городского поселения - поселок Козлово, место нахождения: 171274, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Козлово, ул. Дм. Обушева, д. 16 (далее - Совет депутатов); государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 31", место нахождения: ОГРН 1026901731174, 171261, Тверская обл., Конаковский р-н, пос. Редкино, Заводская ул., д. 2 а (далее - Профучилище), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Свободный пер., д. 2 (далее - Управление Росреестра).
Дело рассмотрено с участием прокуратура Тверской области.
Суд первой инстанции решением от 14.10.2011 удовлетворил заявление Комитета.
В кассационных жалобах Совет депутатов и Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просят отменить решение и прекратить производство по делу.
Податели жалоб указывают на следующее: настоящее дело не подведомственно арбитражному суду; Комитет не доказал, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; суд не учел, что спорный участок зарезервирован для муниципальных нужд не только постановлением Администрации, но и решением Совета депутатов от 30.05.2007 N 76; Администрация представила достаточные доказательства, подтверждающие законность и необходимость принятия оспариваемого постановления; на спорном участке находятся жилые дома, поэтому он не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы, считая принятое по делу решение законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Конаково и Конаковского района от 23.02.1994 N 105-3 за правопредшественником Профучилища - Козловским профессионально-техническим училищем N 28 закреплено на праве постоянного (бессрочного) пользования 542 га земель сельскохозяйственного назначения в пос. Козлово Конаковского района. Названному училищу выдано свидетельство N 29731 о праве постоянного (бессрочного) пользования землей.
В дальнейшем указанный участок, площадь которого определена в размере 5 410 000 кв.м, поставлен на кадастровый учет под номером 69:150000524:0247 (в настоящее время номер 69:15:00:00:24:0247); 08.09.2006 на него зарегистрировано право собственности Тверской области (свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2006).
На основании распоряжения председателя Комитета от 01.09.2008 N 1900 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Профтехучилища на указанный участок. Учредителем Профучилища является Департамент образования Тверской области.
В 2009 году после уточнения площади земельного участка (5 323 607 кв.м) Профучилищу выдано новое свидетельство о государственной регистрации права от 16.11.2010.
Решением Совета депутатов от 30.05.2007 N 76 "О резервировании земельного участка для муниципальных нужд" участок с кадастровым номером 69:15:00:00:24:0247 зарезервирован на 7 лет для муниципальных нужд муниципального образования городского поселение - поселок Козлово. В преамбуле этого решения указано, что резервирование данного участка вызвано необходимостью его предоставления в последующем для индивидуального и многоэтажного строительства, а также для создания рекреационных зон.
В дальнейшем Администрации приняла постановление от 25.10.2010 N 91 "О резервировании земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района", согласно которому названный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд сроком на 7 лет.
Данное постановление опубликовано 10.12.2010 в газете "Заря".
Управление Росреестра на основании указанного постановления 21.12.2010 осуществило государственную регистрацию ограничения (резервирования) названного земельного участка.
Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Администрации от 25.10.2010 N 91 недействующим, ссылаясь на то, что данный нормативный акт принят с нарушением требований статьи 49, пунктов 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о резервировании, поскольку не содержит информации о цели резервирования участка, об ограничениях прав на зарезервированный участок, а также с нарушением прав и законных интересов заявителя, который от имени Тверской области распоряжается названным участком.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд удовлетворил заявление по следующим основаниям.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов; резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об изъятии (резервировании) земельных участков.
В силу пункта 2 Положения о резервировании решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 того же Положения решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Пунктом 5 Положения о резервировании предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Оспариваемое постановление не соответствует требованиям приведенных нормативно-правовых актов, поскольку не содержит информации о цели резервирования участка, об ограничениях прав на участок, о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель.
Ссылка Администрации и Совета депутатов на то, что в преамбуле решения Совета депутатов от 30.05.2007 N 76 указано на необходимость резервирования участка в целях предоставления для жилищного строительства, не свидетельствует о законности оспариваемого постановления, поскольку статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность изъятия земельных участков в указанных целях.
Суд пришел к выводу о том, что, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали документы территориального планирования городского поселения - поселок Козлово, решение об утверждении зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, у Администрации не имелось законных оснований для принятия названного постановления.
В соответствии со статьей 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 того же Кодекса права собственников земельных участков, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Следовательно, оспариваемое решение о резервировании названного участка ограничивает права собственника - Тверской области в лице Комитета и землепользователя - Профучилища по распоряжению и использованию этого участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о резервировании, нарушает права и законные интересы Комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно признал его недействующим.
Суд правильно отклонил ссылку Администрации и Совета депутатов на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду. Споры, связанные с правами на земельные участки между публично-правовыми образованиями - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, носят экономический характер, так как собственность публично-правового образования составляет одну из экономических основ его деятельности.
Довод жалоб о том, что на спорном участке находятся жилые дома и поэтому он не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует о законности постановления о резервировании участка для муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 14.10.2011 и удовлетворения жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.10.2011 по делу N А66-1916/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы Совета депутатов городского поселения - поселок Козлово и муниципального учреждения "Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.