Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Лемо-Вуд" Малобойниковой К.В. (доверенность от 30.03.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лемо-Вуд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2011 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-67768/2010,
установил
Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" в лице филиала - Приозерского лесничества (далее - Учреждение, ЛОГБУ "Ленобллес") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Лемо-Вуд", место нахождения: Ленинградская область, город Приозерск, улица Заводская, дом 7, ОГРН 1024701652788 (далее - Общество, ЗАО "Лемо-Вуд"), о взыскании 3 016 руб. 10 коп. неустойки за нарушение лесного законодательства.
Решением суда от 21.04.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодатель) и ЗАО "Лемо-Вуд" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 10.11.2008 N 2-2008-11-14-3, в соответствии с которым Обществу передан в аренду лесной участок площадью 47947 га, расположенный на территории Приозерского лесничества, в том числе в Некрасовском и Коммунарском участковых лесничествах, для использования в целях заготовки древесины.
Должностными лицами Приозерского и Некрасовского участкового лесничеств 19.07.2010 в присутствии представителя Общества проведена проверка качества лесозаготовительных работ в квартале 62 делянка 2 Некрасовского участкового лесничества, в ходе которой выявлено, что Общество при проведении добровольно-выборочной рубки допустило нарушение правил заготовки древесины и условий договора аренды, выразившееся в рубке и повреждении до степени прекращения роста пяти деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочной рубки общим объемом 2,76 куб.м. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки качества лесозаготовительных работ от 19.07.2010 N 21.
В связи с ненадлежащим выполнением Обществом обязательств по договору, ему на основании пункта 17 раздела IV договора начислена неустойка в общей сумме 3 016 руб. 10 коп. В адрес Общества направлены претензионные письма от 03.08.2010 N 1193 и от 16.09.2010 N 1394.
Поскольку Общество в добровольном порядке неустойку не уплатило, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 15 договора аренды арендатор обязан, в частности, использовать лесной участок по назначению с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и договором, а также выполнять обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Пунктом 16 договора аренды установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.
В пункте 17 договора аренды предусмотрены основания и размеры неустоек за нарушения лесохозяйственных требований, а именно: за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, взыскивается неустойка в размере пятикратной ставки платы за единицу объема лесного ресурса указанных деревьев.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, судебные инстанции установили, что истцом представлено достаточно доказательств как совершения Обществом нарушения, так и обоснованности предъявленной суммы.
Выводы судов подтверждаются имеющимися в материалах дела актом проверки качества лесозаготовительных работ от 19.07.2010 N 21, составленным с участием представителя Общества Гедза В.З.; перечетной ведомостью деревьев, вырубленных, но не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок; представленным истцом расчетом суммы неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Доводы ответчика об отсутствии у ЛОГБУ "Ленобллес" прав заявлять требования о взыскании с Общества неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка, заключенного с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (в настоящее время - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области), обоснованно отклонены судами как противоречащие действующему законодательству.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 08.06.2009 N 164, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области, в том числе в сфере лесных отношений.
В силу пункта 1.3 названного Положения Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
Распоряжением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р создано Ленинградское областное государственное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (впоследствии переименовано в Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение "Управление лесами Ленинградской области"). Пунктами 3 и 7 этого же распоряжения соответственно установлено, что Учреждение находится в ведении Комитета и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений; целями деятельности Учреждения является организация исполнения государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с распоряжением правительства Ленинградской области от 16.04.2008 N 130-р Учреждение является администратором поступления в федеральный бюджет платы за использование лесов на территории Ленинградской области.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правильно указал, что Комитет и ЛОГБУ "Ленобллес" обеспечивают управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере лесных отношений, администрирование платежей, осуществляют юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Ленинградской области и Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, Учреждение является надлежащим истцом.
Полномочия участвующих в проверке качества выполняемых Обществом лесозаготовительных работ инженера ОЗЛ Приозерского лесничества Корабейникова И.В. и лесничего Некрасовского участкового лесничества Булатовой Н.Б. подтверждаются имеющимся в материалах дела Положением о Приозерском лесничестве - филиале ЛОГБУ "Ленобллес", утвержденным директором Учреждения и согласованным с председателем Комитета, а также действовавшим на момент проведения проверки приказом Комитета от 10.06.2008 N 66 "Об утверждении Порядка деятельности лесничих Ленинградской области". Кроме того, в материалах дела имеется выданная Комитетом доверенность от 23.11.2010 N 2786, которой должностные лица Приозерского лесничества - филиала ЛОГБУ "Ленобллес", в том числе Корабейникова И.В. и Булатову Н.Б. уполномочены на представление интересов Комитета.
Материалами дела также подтверждается, что составленный проверяющими акт проверки качества лесозаготовительных работ от 19.07.2010 N 21 был подписан представителем Общества без возражений, каких-либо мотивированных возражений по фактам, изложенным в претензионных письмах, ответчиком не представлено.
Поскольку Общество в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, опровергающих наличие вмененного ему нарушения, не оспорило представленного истцом расчета сумм взыскиваемой неустойки, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные ЛОГБУ "Ленобллес" требования.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 по делу N А56-67768/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лемо-Вуд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.