Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Илемнеруд" Куценко А.В. (доверенность от 01.08.2011), Мешкова Д.Е. (доверенность от 01.08.2011); от общества с ограниченной ответственностью "Агроводснаб" Мяхрюшина И.А. (доверенность от 20.12.2011); от федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Республике Карелия" Тинькина К.Ю. (доверенность от 10.10.2011),
рассмотрев 10.01.2012 в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Республике Карелия" и общества с ограниченной ответственностью "Илемнеруд" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2011 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-1080/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб", место нахождения: Республика Карелия, Прионежский район, пос. Мелиоративный, Лесная ул., д. 2, ОГРН 1021001116366 (далее - ООО "Агроводснаб"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Илемнеруд", место нахождения: Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Советов, д. 6, ОРГН 1061039018920 (далее - ООО "Илемнеруд"), и к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Республике Карелия", место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д. 11, ОГРН 1021000518604 (далее - Учреждение), о признании незаконными акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером 10:03:09 18 03:384 в части наложения данного участка на участок, предоставленный истцу в аренду по договорам от 25.10.2006 N 5 и от 15.01.2010 N 70-з, и решения Учреждения от 15.06.2009 N 23-6/09-1617 (N 23-6/09-16/7) об осуществлении кадастрового учета спорного участка, а также об обязании аннулировать запись о нем (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра) и кадастровый инженер - индивидуальный предприниматель Хилков Геннадий Николаевич.
Решением от 15.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 15.06.2011 и постановление от 03.10.2011 и в иске отказать. Податель жалобы указывает, что поскольку государственный кадастр недвижимости не содержит информации о земельном участке, находящемся в аренде у ООО "Агроводснаб", то отсутствует обязанность согласования с ним границ земельного участка в силу действующего законодательства; документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка (кадастровый номер 10:03:09 18 03:384), соответствуют требованиям закона о кадастре; оспариваемое решение от 15.06.2009 N 23-6/09-1617 права и законные интересы ООО "Агроводснаб" не нарушает.
В кассационной жалобе ООО "Илемнеруд", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить и в иске отказать. Податель жалобы указывает, что на момент составления акта согласования границ от 20.03.2009 участок (участки лесного фонда), арендуемый ООО "Агроводснаб", не был сформирован, определенных границ, установленных в соответствии с действующим законодательством, не имел. ООО "Илемнеруд" считает, что оснований для уведомления и вызова представителя ООО "Агроводснаб" для согласования границ не имелось и арендованный ООО "Агроводснаб" участок нельзя признать ранее учтенным ввиду несоответствия сведений о нем действующему законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Агроводснаб" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
В судебном заседании представители ООО "Илемнеруд" и Учреждения поддержали доводы кассационных жалоб, а представитель ООО "Агроводснаб" возражал против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, федеральное государственное учреждение "Кондопожский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Агроводснаб" (арендатор) 25.10.2006 заключили договор N 5 аренды участков лесного фонда, расположенных на территории Сандальского лесничества Кондопожского лесхоза (кварталы 148, 149, 161 - 164) общей площадью 981 га, являющихся частью участка лесного фонда площадью 458619 га с условным номером 10:03:000000:000 (21.04.2008 ему присвоен кадастровый номер 10:00:00 00 00:039), для заготовки древесины на срок до 31.12.2013.
Неотъемлемой частью договора являются приложения N 1 - 4, содержащие перечень и таксационные характеристики арендуемых участков. Государственная регистрация договора совершена в установленном законом порядке 14.02.2007.
В порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договор от 25.10.2006 переоформлен путем заключения договора аренды лесного участка от 15.01.2010 N 70-з. Схема расположения земельного участка, переданного в аренду, его границы и характеристика приведены в приложениях 1, 2 к договору. Срок действия договора - по 14.02.2027. Государственная регистрация договора совершена 16.02.2010.
На основании заявления ООО "Илемнеруд" постановлением главы администрации Кондопожского муниципального района от 03.03.2009 N 164 утверждена схема расположения земельного участка для размещения карьера по производству строительного фракционного щебня на месторождении габбро-диабазов "Илемручейское", расположенном на землях лесного фонда в кварталах 130, 145, 148-150, 160-164 Кондопожского участка государственного учреждения Республики Карелия "Центральное ладвинское лесничество".
Учреждение 15.06.2009 приняло решение N 23-6/09-1617 об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, на основании которого осуществило постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, присвоив ему кадастровый номер 10:03:09 18 03:384.
Министерство (арендодатель) и ООО "Илемнеруд" (арендатор) 03.12.2009 заключили договор N 62 аренды лесного участка площадью 110 га, расположенного в части кварталов 129, 144, 145, 148 - 50, 160 - 164, 172 Сандальского лесничества для разработки участка недр (строительства карьера по добыче строительного камня и сопутствующих объектов). Согласно пункту 1.3 договора участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 10:03:09 18 03:384.
Из пункта 1.7 договора следует, что на момент его заключения лесной участок, предоставленный по договору аренды, используется с целью заготовки древесины открытым акционерным обществом "Кондопожское ЛПХ" (кварталы 129, 160) и ООО "Агроводснаб" (кварталы 144, 145, 148 - 150, 161 - 164, 172). Срок действия договора до 25.11.2010.
Письмом от 25.11.2010 Министерство уведомило ООО "Агроводснаб" о том, что лесной участок площадью 110,64 га, входящий в состав арендуемых ООО "Агроводснаб" лесных участков, передан в аренду ООО "Илемнеруд" по договору от 03.12.2009 и дополнительным соглашением срок действия договора продлен на 11 месяцев. Министерство предложило ООО "Агроводснаб" оформить право заготовки древесины на названном участке либо от него отказаться.
ООО "Агроводснаб", ссылаясь на то, что названный земельный участок с кадастровым номером 10:03:09 18 03:384 является частью земельного участка, арендуемого заявителем, то есть их границы накладываются, действия Учреждения по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы как арендатора земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В части 1 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона о кадастре.
Основания для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет предусмотрены в статье 27 Закона о кадастре. К числу таких оснований, в частности, относится несоответствие заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям названного закона.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и пункту 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (действовавшим на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет), при проведении работ по землеустройству должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими работами.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Закона о кадастре при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
При подготовке межевого плана спорного земельного участка кадастровым инженером был составлен акт согласования местоположения границ этого земельного участка. Как следует из данного акта, согласование было произведено лишь с ООО "Илемнеруд" и государственным учреждением Республики Карелия "Ладвинское центральное лесничество".
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, в аренде у ООО "Агроводснаб" находится земельный участок площадью 981 га, который является смежным со спорным земельным участком.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций пришли к правильным выводам о том, что при составлении межевого плана спорного земельного участка его границы надлежало согласовать с ООО "Агроводснаб" как арендатором смежного земельного участка, непосредственно примыкающего к спорному земельному участку.
Учитывая, что проект межевания этих участков с ООО "Агроводснаб" не согласовывался, суды пришли к правомерному выводу, что государственный кадастровый учет спорного земельного участка проведен с нарушением требований статей 38 и 39 Закона о кадастре, Федерального закона "О землеустройстве".
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суды пришли к выводу о том, что при внесении записи в государственный кадастр недвижимости о спорном земельном участке в 2009 году, орган кадастрового учета был обязан проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении этого земельного участка, обнаружить наложение границ спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 10:00:00 00 00:039 и в соответствии со статьей 26 Закона о кадастре приостановить осуществление кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что межевание спорного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет осуществлялись с нарушением требований действующего законодательства, неисполнение органом кадастрового учета обязанности проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земельных участков привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и, как следствие, к нарушению прав ООО "Агроводснаб", в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А26-1080/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Республике Карелия" и общества с ограниченной ответственностью "Илемнеруд" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 15.06.2011, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2011, отменить.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.