См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2012 г. N Ф07-634/11 по делу N А21-4434/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Абаева Г.К. (доверенность от 26.01.2011 N 104), от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть" Образумовой Н.И. (доверенность от 26.12.2011 N 11598) и Олейника А.А. (доверенность от 26.12.2011 N 11599),
рассмотрев 11.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2011 по делу N А21-4434/2011 (судьи Сычевская С.Н., Генина С.В., Талалас Е.А.),
установил
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Калининградтеплосеть", место нахождения: 236000, Калининград, ул. Нарвская, 58, ОГРН 1023901007008 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: 236000, Калининград, Советский проспект, д. 13, ОГРН 1023900773192 (далее - Служба), от 26.04.2011 N 41-01т/11 "Об установлении тарифа на горячую воду для потребителей МУП "Калининградтеплосеть" (далее - Приказ), как не соответствующего Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация).
Решением суда от 14.10.2011 заявление Предприятия удовлетворено: Приказ Службы признан не соответствующим Закону N 210-ФЗ и недействующим полностью.
В кассационной жалобе Служба, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение и отказать Предприятию в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, выводы суда противоречат положениям пункта 58 Методических указаний и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.09.95 N Вк-4936 (далее - Правила учета).
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы жалобы, а представители Предприятия, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда оставить без изменения.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Приказом Службы утвержден одноставочный тариф на горячую воду для потребителей Предприятия в размере 89,24 руб./куб. метр без учета налога на добавленную стоимость. При этом составляющими тарифа является тариф на холодную воду питьевого качества (12,11 руб. /куб. метр) и стоимость тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. метра горячей воды (77,13 руб./куб. метр) без учета НДС.
Предприятие посчитало, что при расчете тарифа по пункту 58 Методических указаний Служба использовала не все составляющие формулы. В частности, регулирующим органом не учтены коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, определяемые в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии, а также удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей (без учета потерь) в случае, если такие расходы не учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность), в расчете на 1 куб. метр.
Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя и признал Приказ не соответствующим Закону N 210-ФЗ и недействующим полностью.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Оспариваемым Приказом установлен тариф на горячую воду для потребителей Предприятия без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения; официально опубликован в газете "Калининградская правда" от 29.04.2011 N 74.
На основании указанных обстоятельств суд правомерно отнес оспариваемый Приказ к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что тариф утвержден Службой в пределах ее полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с названным Законом, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
Пунктом 58 Методических указаний предусмотрено, что одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. метр в закрытых системах теплоснабжения рассчитываются по формуле, составляющей которой является коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, определяемые в соответствии с правилами учета отпуска тепловой энергии, а также удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей (без учета потерь) в случае, если такие расходы не учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность), в расчете на 1 куб. метр.
В решении суд первой инстанции согласился с доводами Предприятия о том, что указанные величины при определении тарифов Службой не учтены.
Однако при рассмотрении спора регулирующий орган ссылался на то, что коэффициент, учитывающий потери воды в закрытых системах теплоснабжения от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до точки подключения, определяется в соответствии с Правилами учета, то есть на основании приборов учета, которые заявителем не представлены. Кроме того, ответчик указывал, что удельные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей (без учета потерь) учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность). При этом он представил доказательства в обоснование своих доводов.
Между тем судом этим доводам Службы и представленным им доказательствам оценка не дана. Обстоятельства, на которые ссылался регулирующий орган, имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное; оценить доводы Службы, заявленные в качестве возражений на требования Предприятия, а также представленные ею доказательства; проверить, включены ли сети горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей в тепловые сети, в отношении которых регулирующим органом учтены потери при формировании тарифа на тепловую энергию (лист дела 120); представлены ли заявителем сведения о показаниях приборов учета для применения коэффициента потерь воды в соответствии с Правилами учета; оценить другие доводы и возражения сторон и принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2011 по делу N А21-4434/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.