Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Машкиной Е.Ю. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2011 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-6741/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ТрастСтрой", место нахождения: 162602, Вологодская область, город Череповец, Московский проспект, дом 49, ОГРН 1073536001131 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет) от 07.09.2010 по делу об административном правонарушении N 2218/Д о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 19.07.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.08.2010 в ходе внеплановой рейдовой проверки должностными лицами Комитета на территории сельскохозяйственного поля (кадастровый номер 47:13:08-19-001:0039), расположенного за поселком Березовик Тихвинского района Ленинградской области, выявлен факт осуществления Обществом добычи песка при отсутствии лицензии на право пользования недрами.
Добыча осуществлялась с использованием принадлежащего Обществу на праве аренды по договору от 19.08.2010 N 54/2010 гусеничного экскаватора HITACHI ZX 200 с государственным регистрационным номером 2864 XX 57 путем выемки из недр и погрузки песка в подъезжающий грузовой транспорт.
По данному факту составлены акт от 25.08.2010 и протокол от 01.09.2010 N 2218/Д о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела Комитетом вынесено постановление от 07.09.2010 по делу об административном правонарушении N 2218/Д о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая постановление Комитета незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пользование недрами без лицензии.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 9 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Из положений пункта 6.1 статьи 3 Закона о недрах следует, что к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о недрах, распоряжением от 14.03.2005 Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 18-р и администрации Ленинградской области N 67-р утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Ленинградской области, в который в частности включены: песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности Комитетом факта добычи Обществом общераспространенного полезного ископаемого - песка на участке сельскохозяйственного поля (кадастровый номер 47:13:08-19-001:0039), расположенного за поселком Березовик Тихвинского района Ленинградской области без лицензии на пользование недрами.
Вместе с тем, судами не дана оценка доводу Общества о том, что в данном случае добыча и вывоз песка производились с участка собственника земельного участка - Смирнова В.А. - в рамках договора на обустройство территории, в связи с чем, в силу статьи 19 Закона о недрах, наличия лицензии не требовалось.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011, по делу N А56-55294/2010 установлено, что земельный участок с кадастровым номером: 47:13:08-19-001:0039, вблизи поселка Березовик Тихвинского района Ленинградской области, принадлежит на праве собственности Смирнову В.А., которым с ООО "Дуброво" 15.06.2010 заключен договор временного пользования земельным участком с целью проведения культурно-технических работ, в том числе, обустройство водоема хозяйственно-бытового назначения с совмещением функций пожарного согласно проекту. Условия договора предусматривают вывоз грунта с территории земельного участка.
По утверждению Общества, между ООО "Дуброво" и индивидуальным предпринимателем Осыкиным В.П. также был заключен договор на культурнотехнические работы, в рамках которого Осыкин В.П. заключил договор с Обществом на куплю-продажу песка.
Эти доводы Общества судами первой и апелляционной инстанций не исследованы, в ходатайстве о приобщении договоров судом апелляционной инстанции отказано без мотивировки.
Вместе с тем, данные доводы являются существенными для решения вопроса о наличии в действиях Общества состава правонарушения.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует исследовать все доводы сторон, оценить все представленные ими доказательства, и вынести законное и обоснованное решение.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 2 000 рублей государственной пошлины. Однако в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Указанная государственная пошлина является излишне уплаченной и подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А56-6741/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей по платежному поручению от 28.11.2011 N 850 как ошибочно уплаченную.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.