Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северная заря" Полева Д.В. (доверенность от 01.01.2012), от Балтийской таможни Сидорова П.С. (доверенность от 30.12.2011 N 04-19/44590),
рассмотрев 09.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная заря" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А56-7178/2011 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.),
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Северная заря", место нахождения: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 20; основной государственный регистрационный номер 1047839003409 (далее - Общество, ООО "Северная заря"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Балтийской таможни, место нахождения: Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32А; основной государственный регистрационный номер 1037811015879 (далее - Таможня), по списанию в федеральный бюджет 78 000 руб. авансовых платежей с лицевого счета Общества.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2011 (судья Саргин А.Н.) заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 17.11.2011 решение суда первой инстанции от 01.06.2011 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Северная заря", не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит отменить постановление от 17.11.2011 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 01.06.2011. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд необоснованно применил к спорным правоотношениям пункт 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в редакции Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ), так как спорные правоотношения между Обществом и таможенным органом возникли в момент уплаты авансовых платежей, то есть в 2007 году. Кроме того, податель жалобы считает, что в данном случае трехгодичный срок возврата авансовых платежей не истек, поскольку 20.09.2009 Общество направляло в Таможню заявление о предоставлении сведений о наличии неизрасходованных денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счета таможенного органа. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о намерении распорядиться неизрасходованными авансовыми платежами.
В судебном заседании представитель ООО "Северная заря" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни просил отказать в их удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, ООО "Северная заря" перечислило по платежному поручению от 03.04.2007 N 106 на счет таможенного органа в Федеральном казначействе авансовый платеж в размере 78 000 руб.
Распоряжений по использованию авансовых платежей для уплаты таможенных платежей в таможенный орган от Общества не поступало.
В соответствии со статьей 355 ТК РФ Общество 30.06.2010 обратилось в Таможню с заявлением N Сз-3 о возврате излишне уплаченных авансовых таможенных платежей, внесенных на счета таможенного органа по платежному поручению от 03.04.2007 N 106 в общей сумме 78 000 руб.
Письмом от 13.10.2010 N 15-05/33536 Таможня отказала Обществу в возврате денежных средств, указав на то, что в соответствии с пунктом 8.21 Методических указаний, утвержденных распоряжением Государственного таможенного комитета от 27.11.2003 N 647-р, авансовые платежи в размере 78 000 руб. перечислены в доход федерального бюджета в связи с их невостребованностью в течение трех лет.
Считая действия Таможни по списанию авансовых платежей в доход федерального бюджета незаконными, ООО "Северная заря" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, посчитав незаконным перечисление спорной суммы авансовых платежей в доход федерального бюджета.
Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что таможенным законодательством не предусмотрено право таможенных органов на списание неизрасходованных авансовых платежей в доход федерального бюджета. Поэтому, установив истечение трехгодичного срока для возврата данных сумм, апелляционный суд отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (пункт 3 статьи 330 ТК РФ).
В силу пункта 5 статьи 330 ТК РФ (в редакции Закона N 58-ФЗ) возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным названным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующем с 29.12.2010 года.
Согласно пункту 5 статьи 330 ТК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 58-ФЗ) возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным названным Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
С 01.10.2009 статья 330 ТК РФ, включая пункт 5, действует в новой редакции. С внесением изменений в пункт 5 статьи 330 ТК РФ порядок распоряжения авансовыми платежами фактически не изменился. Как и прежде возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению плательщика в течение трех лет. При этом законодатель при исчислении трехгодичного срока учел как распоряжения лица по использованию авансовых платежей, так и его бездействие. Согласно пункту 5 статьи 330 ТК РФ по истечении трехгодичного срока невостребованные суммы авансовых платежей возврату не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, денежные средства в качестве авансовых платежей поступили на счет Таможни в апреле 2007 года. С заявлением об использовании авансового платежа Общество в таможенный орган не обращалось, а с заявлением о возврате авансового платежа обратилось в Таможню только в июне 2010 года - по истечении трех лет с момента его перечисления.
Таким образом, с момента поступления авансовых платежей на счет таможенного органа прошло более трех лет. Заявитель в течение указанного срока с соответствующим заявлением в таможенный орган не обращался.
Апелляционный суд пришел также к выводу, что Общество не представило надлежащих доказательств принятия в указанный срок мер по распоряжению авансовыми платежами в установленном законом порядке. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод ООО "Северная заря" о том, что таким распоряжением является поданное 20.09.2009 в Таможню заявление о предоставлении сведений о наличии неизрасходованных денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей на счета таможенного органа. В данном заявлении (лист дела 109) Общество просит предоставить сведения в целях возможного дальнейшего использования внесенных авансовых платежей в качестве таможенных платежей безотносительно к какой-либо конкретной внешнеэкономической сделке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно признал ошибочными выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемых действий Таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд, сославшись на положения пункта 5 статьи 330 и статьи 355 ТК РФ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция также считает обоснованной и ссылку апелляционного суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, которым разъяснено, что в случае пропуска срока о возврате из бюджета излишне уплаченных обязательных платежей, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А56-7178/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северная заря" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.