Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 13.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северстрой" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.08.2011 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 (судьи Рогатенко Л.Н., Журавлев А.В., Моисеева И.Н.) по делу N А13-2950/2011,
установил
Муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Водоканал", место нахождения: г. Череповец, пр. Луначарского, д. 26, ОГРН 1023501260870 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Северстрой", место нахождения: г. Череповец, Пролетарская ул., д. 28, ОГРН 1033500890785 (далее - Общество), 25 303 руб. задолженности за февраль-апрель 2011 года.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Общества в пользу Предприятия взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 11.10.2011 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, он не должен оплачивать надбавку к тарифу на воду, поскольку Череповецкая городская Дума решением от 27.04.2010 N 83 "Об инвестиционной программе МУП города Череповца "Водоканал" на 2010-2013 годы и надбавкам к тарифам" надбавки к тарифам на воду установила только для потребителей г. Череповца. Общество полагает, что оно (как районная управляющая организация) должно руководствоваться тарифами, установленными администрацией Ирдоматского сельского поселения. При этом ответчик ссылается на пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
От Общества поступило заявление от 10.02.2012 N 98 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Кассационная инстанция с учетом характера спора и конкретных обстоятельств дела считает возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя Общества.
Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) 01.10.2008 заключили договор N УК-22, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась оказывать исполнителю услуги водоснабжения и водоотведения, а последний - оплачивать их.
Согласно пункту 4.1 договора ответчик еженедельно перечисляет денежные средства в размере, поступившем от населения. Окончательный расчет производится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение и водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством.
В соответствии с пунктом 7.1 договора при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и от 23.05.2006 N 307, а также действующим законодательством.
Во исполнение условий договора Предприятие в феврале-апреле 2011 года оказало Обществу услуги по водоснабжению и водоотведению и выставило ответчику соответствующие счета-фактуры.
Полагая, что у Общества образовалась задолженность в размере 25 303 руб. 72 коп., Предприятие обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим исковым заявлением (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По положениям пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В статье 544 ГК РФ указано, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие поставляет питьевую воду Обществу, как управляющей организации, оказывающей коммунальные услуги населению Тоншаловского и Ирдоматского сельского поселения.
Согласно пункту 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
По положениям статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В пункте 3 статьи 3 названного Закона определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок, в том числе: установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ; расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
Надбавка к цене (тарифу) для потребителей устанавливается органами местного самоуправления в целях финансирования инвестиционных программ коммунального комплекса и, подобно цене (тарифу) для потребителей, является суммой надбавок к тарифам на товары и услуги тех организаций коммунального комплекса, которые реализуют утвержденные органами местного самоуправления инвестиционные программы.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляют полномочия по (в том числе): установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 210-ФЗ утверждение инвестиционной программы организаций коммунального комплекса, установление надбавки к ценам (тарифам) для потребителей относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Аналогичные правомочия представительного органа местного самоуправления предусмотрены пунктом 12 статьи 11 Закона N 210-ФЗ.
Предприятие относится к организации коммунального комплекса, для которой решением Череповецкой городской Думы от 27.04.2010 N 83 утверждена инвестиционная программа и установлены надбавки к тарифам для потребителей на холодную воду и водоотведение. Установленные указанным решением надбавки к тарифам утверждены в соответствии с инвестиционной программой. Решение Череповецкой городской Думы от 27.04.2010 N 83 не оспорено и не признано недействующим в установленном законом порядке. Поэтому утвержденные этим решением надбавки к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения подлежат применению к отношениям сторон. Питьевая вода на территорию Череповецкого сельского муниципального образования поставлена Предприятием. Надбавка является составляющей частью тарифа, подлежит государственному регулированию и устанавливается в силу закона.
Таким образом, расчеты за фактически оказанные в рассматриваемый период услуги должны производиться по тарифам и надбавкам к ним, установленными соответствующими нормативными правовыми актами, действующими в спорный период и обязательными для применения потребителем.
Суды, исследовав представленные в материалы доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и оценив приведенные сторонами доводы, пришли к правильному выводу о том, что поставляемая Предприятием питьевая вода должна оплачиваться Обществом исходя из утвержденного для истца тарифа и надбавки, установленных для потребителей ресурсоснабжающей организации (Предприятия).
Поскольку Общество не представило доказательств погашения задолженности в заявленном размере, суды, установив факт исполнения истцом обязательств по договору от 01.10.2008 N УК-22, обоснованно удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, основаны на неправильном толковании изложенных выше правовых норм, а следовательно, отклоняются кассационной инстанцией.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.08.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу N А13-2950/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.