Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Клириковой Т.В.,
при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области Кваскова А.С. (доверенность от 29.12.2011 N 97), от муниципального автономного учреждения "Детский оздоровительный лагерь "Дуденево" и администрация Боровичского муниципального района Крючковой М.В. (доверенности от 27.01.2012 б/н, от 20.12.2011 N 2906/01-40),
рассмотрев 16.02.2012 (после перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А44-2480/2011 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Потеева А.В.),
установил
Муниципальное автономное учреждение "Детский оздоровительный лагерь "Дуденево", место нахождение: 174400, Новгородская область, город Боровичи, Ленинградская улица, дом 14, ОГРН 1025300994300 (далее - Учреждение, Детский лагерь), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, место нахождения: 173020, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 67, ОГРН 1045300290947 (далее - Управление, МЧС) о признании недействительным пункта 2 предписания от 18.04.2011 N 217/1/161.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Боровичского муниципального района, 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Коммунарная, дом 48, ОГРН 1075911000450 (далее - Администрация), и Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13, литера "А", ОГРН 1075321000105 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02.08.2011 (судья Разживин А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2011 решение суда отменено, пункт 2 предписания Управления от 18.04.2011 N 217/1/161 признан недействительным.
В кассационной жалобе МЧС просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению Управления, апелляционной инстанцией необоснованно не принято во внимание имеющее преюдициальное значение вступившее в законную силу постановление судьи Боровического районного суда от 26.04.2011 N 5-80/2011, которым заявитель был привлечен к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности на 25 суток за нарушения требований пожарной безопасности в том числе и за нарушение, содержащееся в оспариваемой части предписания. Кроме того вывод об отсутствии угрозы жизни и здоровью людей в связи с устранением заявителем допущенных нарушений сделан апелляционным судом без учета части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которой соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту проверяется судом на момент его вынесения.
В отзыве Комитет просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МЧС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Администрации и Детского лагеря, возражая против доводов кассационной жалобы, указал на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.04.2011 на основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору Боровичского и Любытинского районов от 13.04.2011 N 217 Управлением проведена плановая выездная проверка Детского лагеря на предмет соблюдения им обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки МЧС выдало Учреждению предписание от 18.04.2011 N 217/1/16, в пункте 2 которого содержится требование об устранении в срок до 23.05.2011 нарушения пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), части 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 5* приложения N 1 к Строительным нормам и правилам 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (далее - СНиП 2.07.01-89*), выразившегося в том, что противопожарное расстояние от границ застройки в м. Дуденево Сушанского сельского поселения до лесного массива составляет менее 15 метров.
Не согласившись с названным пунктом предписания, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 2 оспариваемого Предписания соответствует требованиям действующего законодательства, не возлагает на Учреждение какие-либо незаконные обязанности и не создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом и указал, что Детский лагерь построен и сдан в эксплуатацию в 1960 году, то есть до введения в действие СНиП 2.07.01-89* и Закона N 123-ФЗ. С момента ввода в эксплуатацию функциональное назначение сооружений не менялось, следовательно, оснований для применения к зданиям 1960 года постройки СНиП 2.07.01-89*, утвержденных в 1989 году, не имеется. С учетом того, что все остальные 28 выявленных в ходе проверки нарушений противопожарного законодательства учреждением устранены, система обеспечения пожарной безопасности здания Детского лагеря соответствует установленным требованиям. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация здания может привести к возникновению пожара, то есть к угрозе жизни или здоровью людей, управлением суду не представлено. При таких условиях суд апелляционной инстанции посчитал, что пункт 2 предписания управления противоречит действующему законодательству, регулирующему отношения по обеспечению пожарной безопасности, и подлежит отмене.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и представленного на нее отзыва, кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правила и нормы пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона N 123-ФЗ под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В силу пункта 36 статьи 2 Закона N 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Согласно части 15 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Аналогичные требования содержатся и в пункте 5* приложения N 1 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ устанавливает, что положения настоящего закона обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объекта защиты.
Согласно части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции, применяя закон N 123-ФЗ, исходил из того, что дальнейшая эксплуатация заявителем спорных объектов охраны приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что детский лагерь построен до введения в действие СНиП 2.07.01-89* и Закона N 123-ФЗ и с момента ввода в эксплуатацию его функциональное назначение не менялось, реконструкций зданий не проводилось, а "доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация здания может привести к возникновению пожара, то есть к угрозе жизни или здоровью людей" не представлено, сделал вывод о противоречии пункта 2 спорного предписания действующему законодательству, регулирующему отношения по обеспечению пожарной безопасности.
Вывод апелляционной инстанции о неприменении Закона N 123-ФЗ основан на неправильном толковании положения части 4 статьи 4 названного закона.
Из буквального толкования названного выше положения в части определения случаев применения Закона N 123-ФЗ не следует, что возможное возникновение пожара обусловлено дальнейшей эксплуатацией здания, сооружения и строения, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности. Приведенная норма закона указывает на то, что возможное возникновение пожара является причиной угрозы жизни и здоровью людей, которая возникает в случае дальнейшей эксплуатации соответствующих объектов защиты.
По мнению кассационной инстанции материалы дела содержат достаточные доказательства (акт проверки от 18.04.2011 N 217, фототаблица, договор от 06.02.2001 N 136 на право оперативного управления муниципальным имуществом, постановление судьи Боровического районного суда от 26.04.2011 N 5-80/2011), подтверждающие правильность применения судом первой инстанции в настоящем деле Закона N 123-ФЗ.
Суд первой инстанции правомерно применил в настоящем деле положения Закона 123-ФЗ и пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемой части предписания МЧС.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как видно из материалов дела, решением Комитета по управлению муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством города Боровичи и района от 06.02.2001 N 44 имущественный комплекс детской загородной базы "Дуденево" согласно приложению передано в оперативное управление Учреждению. В соответствии с договором от 06.02.2001 N136 Учреждению на праве оперативного управления передано муниципальное имущество, согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора и балансу Учреждения на 01.11.2000, в том числе спальные корпуса.
Детский лагерь расположен на территории Сушанского сельского поселения Боровичского района Новгородской области (земельный участок с кадастровым номером 53:02:150203:1).
Факт отсутствия противопожарного расстояния между объектами защиты и массивом леса установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела.
Выводы суда первой инстанции относительно порядка исчисления 15-и метрового противопожарного расстояния непосредственно от объекта защиты и самостоятельности спорного требования пожарной безопасности (наряду с требованием о трехметровой минерализованной полосе) соответствуют примененным им положениям материального права, обстоятельствам дела и собранным доказательствам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А44-2480/2011 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.08.2011 по тому же делу.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.