Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
рассмотрев 21.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2011 (судья Соколова С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-25269/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 9, ОГРН 1057748810239 (далее - Общество, ООО "ЮПМ-Кюммене"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9/15, ОГРН 1034700881522 (далее - Таможня), от 06.04.2011 N 11-01-83/07128 об отказе в возврате излишне уплаченных 6 472 301 руб. 30 коп. таможенных платежей и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных в 2008 году таможенных пошлин в сумме 6 118 305 руб. 99 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2011, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление первой и апелляционной инстанций и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, таможенный орган правомерно возвратил Обществу заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, поскольку в нарушение пункта 3 части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании" (далее - Закон N 311-ФЗ) Общество не приложило к данному заявлению документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ ходатайство Таможни от 20.02.2012 о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей удовлетворено судом кассационной инстанции.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 10.04.2008 по 31.12.2008 Общество во исполнение обязательств по контракту с фирмой OY "UPM-Kymmene" (покупатель) вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар - неокоренные лесоматериалы хвойных и лиственных пород.
Для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин Общество использовало объем товара, соответствующий его наименованию и качеству, который определялся по отраслевому стандарту ОСТ 13-43-79 "Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили". При переводе складочного объема неокоренных лесоматериалов в плотный объем переводные коэффициенты, указанные в таблице 1 ОСТ 13-43-79, увеличивались на коэффициент "0,06".
Впоследствии Общество обратилось к Таможне с заявлением от 18.03.2011 о возврате излишне уплаченных в 2008 году таможенных пошлин по 279 грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД), сославшись на неправильное применение переводных коэффициентов таблицы 1 ОСТ 13-43-79 и приложив к заявлению документы, предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ и расчеты излишне уплаченных таможенных пошлин за 2008 год.
Письмом от 06.04.2011 N 11-01-83/07128 Таможня отказалась принимать решение в установленном порядке, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты, также на необходимость получения заключения отдела таможенных процедур и таможенного контроля. При этом таможенный орган указал на необходимость подачи декларантом заявления о возврате денежных средств в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) от 22.12.2010 N 2520.
Общество, посчитав нарушенными свои права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив неверное применение отраслевого стандарта при таможенном оформлении товара в 2008 году по 279 ГТД, удовлетворили заявленные ООО "ЮПМ-Кюммене" требования и восстановили право заявителя на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин применительно к положениям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В спорный период порядок таможенного оформления товаров регламентировался положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно статье 124 которого декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов, является декларант (пункт 1 статьи 320 ТК РФ). Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (пункт 1 статьи 323 ТК РФ).
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 N 795 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" расчет вывозной таможенной пошлины зависит от объема (куб.м) экспортируемых лесоматериалов.
В данном случае судами предыдущих инстанций установлено, что применительно к обстоятельствам настоящего дела спор сводится к обоснованности применения коэффициента "0,06", установленного пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79Е для бревен чистой окорки. При этом для определения плотного объема древесины с корой (объема без пустот), к уже установленному складочному объему (объему штабеля - геометрическому объему) применяются коэффициенты таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е.
Из материалов дела усматривается, что Общество экспортировало неокоренную древесину, поэтому размер таможенных пошлин и налогов зависит от определения плотного объема именно неокоренных лесоматериалов. В спорных ГТД декларант указал объемы лесоматериалов большие, чем требовалось, поскольку увеличило переводной коэффициент таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е на коэффициент "0,06", предназначенный для перевода геометрического объема древесины чистой окорки в плотный объем, а не для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии факта уплаты ООО "ЮПМ-Кюммене" излишне исчисленных таможенных платежей в связи с применением при расчете объема древесины поправочного коэффициента "0,06", который не соответствует его функциональному назначению по ОСТ 13-43-79 Е.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности, а также в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 9 статьи 355 ТК РФ).
Аналогичные положения закреплены в пункте 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, действующего с 29.12.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, содержится в пункте 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей Общество приложило документы, предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ и расчеты излишне уплаченных таможенных пошлин за 2008 год. В ответе Таможни (письмо от 06.04.2011 N 11-01-83/07128) не приведено оснований, предусмотренных пунктом 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, однако содержится указание на необходимость подачи декларантом заявления о возврате денежных средств в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) от 22.12.2010 N 2520, который на момент подачи заявления не вступил в законную силу.
Таким образом, суды предыдущих инстанций, надлежащим образом исследовав и установив обстоятельства, имеющие значение для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, пришли к правомерному выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для возврата Обществу без рассмотрения его заявления от 18.03.2011.
При этом суд первой инстанции, исходя из положений статьи 201 АПК РФ, законно и обоснованно возложил на таможенный орган обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов декларанта путем возврата Обществу 6 118 305 руб. 09 коп. излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А56-25269/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.