Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Коробова К.Ю. и Марьянковой Н.В.,
при участии от компании "CARRIER TANKER INC." Турусинова С.С. (доверенность от 25.03.2010) и Краснокутского К.И. (доверенность от 25.03.2010), от компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." Литовченко М.Б. (доверенность от 09.11.2010) и Кириленко Е.В. (доверенность от 08.02.2012),
рассмотрев 01.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2011 (судья Власов В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 (судьи Семиглазов В.А., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-3224/2010,
установил
Либерийская компания "CARRIER TANKER INC.", место нахождения: 80 Broad street, Monrovia, Liberia, регистрационный номер С-106317 (далее - компания "CARRIER TANKER INC."), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd.", Республика Маршалловы острова, адрес для вручения судебных повесток: Klingenbergatten 7В, 0116 Oslo, Norway (далее - компания "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd."), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просила взыскать с ответчика 92 441,2 евро реального ущерба, причиненного в результате столкновения танкеров в Белом море.
Решением от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011, в иске отказано.
В кассационной жалобе компания "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." просит решение от 16.03.2011 и постановление от 07.10.2011 отменить, дело направить в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- суды первой и апелляционной инстанций устранились от оценки доказательств причин столкновения танкеров, формально сославшись только на выводы заключения по расследованию аварии на море, утвержденного капитаном порта Мурманск 16.04.2010 (далее - Заключение капитана порта Мурманск), которое составлено с нарушением Положения о порядке расследования аварийных случаев с судами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.05.2009 N 75 (далее - Положение о расследовании), и Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция ИМО MSC.255(84) и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не было утверждено Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), а, следовательно, не имело юридической силы;
- в материалах дела отсутствуют доказательства "чрезвычайности и непредотвратимости ледовой обстановки";
- судами первой и апелляционной инстанции не исследовалась запись регистратора данных рейса танкера "Mari Ugland" за период с 12 до 16 часов 28.02.2010, подтверждающая, что причиной столкновения танкеров послужило нарушение вахтенным помощником танкера "SCF AMUR" Международных правил предупреждения столкновения судов 1972 года.
В отзыве на кассационную жалобу компания "CARRIER TANKER INC.", ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 16.03.2011 и постановление от 07.10.2011 оставить без изменения.
В судебном заседании представители компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." поддержали кассационную жалобу, представители компании "CARRIER TANKER INC." возразили против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.02.2010 в 18 час. 00 мин. в Белом море танкер "SCF AMUR" при следовании в порт Витино в ледовом караване под проводкой ледокола "Вайгач" носом совершил навал на корму шедшего впереди танкера "Mari Ugland".
В результате навала оба танкера получили повреждения, при этом у принадлежащего компании "CARRIER TANKER INC." танкера "SCF AMUR" были деформированы: листы наружной обшивки правого борта 3,0х2,5 м с пробоиной 1,0х1,3 м в районе 115 - 117 шпангоутов выше главной палубы; листы наружной обшивки левого борта 2,0х2,3 м с пробоиной 1,5х1,7 м в районе 114 - 116 шпангоутов выше и ниже главной палубы; набор и главная палуба в указанном районе.
Капитан танкера "SCF AMUR" 06.03.2010 сделал заявление о морском протесте, о чем нотариус г. Мурманска составил акт о морском протесте.
Стоимость ремонта повреждений танкера "SCF AMUR" в порту Мурманск составила 77 996 евро, стоимость услуг классификационного общества DNV - 14 445,2 евро.
Считая, что судоводителями принадлежащего компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." танкера "Mari Ugland" проявлена грубая неосторожность, выразившаяся в несвоевременном сообщении танкеру "SCF AMUR" о потере хода, в результате чего последней не смог избежать навала на танкер "Mari Ugland", компания "CARRIER TANKER INC." обратилась в арбитражный суд с указанным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) при столкновении морских судов, а также морских судов и судов внутреннего плавания убытки, причиненные таким судам, находящимся на них людям, а также грузам или иному имуществу, возмещаются в соответствии с правилами, установленными главой XVII КТМ РФ. Указанные правила применяются и в случае, если убытки причинены одним судном другому судну или находящимся на нем людям, а также грузу или иному имуществу выполнением или невыполнением маневра либо несоблюдением правил плавания, если даже при этом не произошло столкновение судов.
Согласно статье 315 КТМ РФ ни одно из участвовавших в столкновении судов не предполагается виновным, если не доказано иное.
Пунктом 1 статьи 311 КТМ РФ предусмотрено, что в случае, если столкновение судов произошло случайно или вследствие непреодолимой силы либо невозможно установить причины столкновения судов, убытки несет тот, кто их потерпел.
В силу статьи 76 КТМ РФ в редакции, действовавшей до 01.07.2011, расследование аварийных случаев с судами возлагалось на капитана морского порта. Расследование аварийных случаев с судами осуществляется в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
В данном случае расследование аварийного случая произведено в соответствии с Положением о расследовании.
Согласно Заключению капитана морского порта Мурманск, утвержденного Ространснадзором 17.05.2010 (письмо от 27.07.2010 N 8-1-9/1159), причиной аварии явилось воздействие непреодолимых сил природы (форс-мажор) во время движения каравана в тяжелых ледовых условиях, при этом вина экипажей обоих танкеров не установлена.
Указанное исключает возможность возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков в сумме восстановительного ремонта танкера "SCF AMUR".
Ссылка ответчика на то, что состояние ледового покрова на Белом море в зимний период не может являться чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях, отклоняется, так как обстоятельством непреодолимой силы, согласно Заключению капитана морского порта Мурманск, в данном случае является не сам факт наличия тяжелых погодных условий, тяжелой ледовой обстановки, а то, что на пути каравана встретился сложный участок (сморози, торошение, поджатие).
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ собранные по делу доказательства и руководствуясь пунктом 1 статьи 311 КТМ РФ, правомерно иск компании "CARRIER TANKER INC." отклонил.
Довод ответчика о допущенных капитаном порта Мурманск нарушениях при расследовании аварийного случая не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Согласно пункту 40 Положения о расследовании судовладелец, с которым произошла авария на море, может в двухмесячный срок со дня получения заключения по расследованию аварии на море обжаловать его Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.
Указанное также не исключает возможность заинтересованных лиц оспаривать заключение по расследованию аварии на море в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Ответчик своим правом на обжалование Заключения капитана морского порта Мурманск не воспользовался, в связи с чем у суда отсутствовали основания полагать, что это заключение составлено с нарушением норм права.
Ссылка ответчика на то, что суд апелляционной инстанции не исследовал запись регистратора данных рейса танкера "Mari Ugland" за период с 12 до 16 часов 28.02.2010, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку все необходимые доказательства изучались главным инспектором по расследованию аварий Цветковым М.М. при проведении расследования аварийного случая и составлении Заключения капитана морского порта Мурманск. При этом ответчиком копия аудиодиска с записью регистратора данных рейса танкера "Mari Ugland" суду первой инстанции не предъявлялась, ходатайство о привлечении специалиста для расшифровки этой записи в суде апелляционной инстанции не заявлялось.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 по делу N А42-3224/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу компании "LR ICE SHIPPING EIGHT Ltd." - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.