См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2013 г. N Ф07-237/12 по делу N А66-8179/2011
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2012 г. N Ф07-237/12 по делу N А66-8179/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Михайловской Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леньшиной Н.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А" Крупенина В.А. (доверенность от 01.08.2011), от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Власенко Б.А. (доверенность 07.12.2011 N 06),
рассмотрев 02.03.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А" на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2011 по делу N А66-8179/2011 (судьи Пугачев А.А., Голубева Л.Ю., Балакин Ю.П.),
установил
Товарищество собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А", место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Рихарда Зорге, д. 5, корп. А, кв. 4, ОГРН 1026900586646 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании приложения N 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области (170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900585942; в настоящее время Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области; далее - Комиссия) от 29.11.2010 N 671-нп (далее - приказ N 671-нп) в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 руб./Гкал для иных потребителей не соответствующим требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), и приказу Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими предприятиями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" (далее - приказ ФСТ от 07.10.2010) и недействующим.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тверской области.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы", место нахождения: 150044, г. Ярославль, Ленинградский пр., д. 41, ОГРН 1036900046732 (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2011 Товариществу отказано в удовлетворении требований; приказ N 671-нп в оспариваемой части признан соответствующим Законам N 210-ФЗ и 41-ФЗ, а также Основам ценообразования.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суд не дал правовой оценки его доводам о том, что оспариваемый нормативный акт не соответствует приказу ФСТ от 07.10.2010 и пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109). Товарищество ссылается на то, что суд в резолютивной части решения не указал на соответствие (несоответствие) приказа N 671-нп названным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Податель жалобы полагает, что судом неправомерно учтены положения Порядка предоставления в 2011 году субсидий юридическим лицам из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Комиссией для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан, утвержденного постановлением администрации города Твери от 02.02.2011 N 100 (далее - постановление N 100), в результате чего сделаны выводы о том, что рост тарифов на услуги теплоснабжения не превысил 13% по сравнению с 2010 годом и оспариваемым нормативным актом не нарушены права неограниченного круга потребителей города Твери.
В отзыве прокурор, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Тверской области.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы жалобы, а представитель Комиссии, ссылаясь на их несостоятельность, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество и прокурор о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комиссия приказом N 671-нп утвердила на 2011 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения и исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, в размере 909 руб./Гкал (приложение N 2). В примечании к этому приложению указано, что для исполнителей коммунальных услуг, а также для населения "предельно максимальный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения, на 2011 год установлен приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп, пункт 1".
Приказом ФСТ от 07.10.2010 на 2011 год установлена предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации. По Тверской области указанный уровень составил 111,7%.
Товарищество, полагая, что приказ N 671-нп принят Комиссией с нарушением приказа ФСТ от 07.10.2010, а также требований Законов N 210-ФЗ, 41-ФЗ и Основ ценообразования, обратилось в суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим.
Суд первой инстанции указал, что арифметически тарифы на услуги теплоснабжения для заявителя в 2011 году выросли на 124,39%. Однако суд исходил из того, что с учетом содержащегося в приложении N 2 примечания и установленных постановлениями Комиссии предельных максимальных индексов размера платы граждан Товарищество неправомерно осуществляло расчет с населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по тарифу, утвержденному приказом N 671-нп. Суд сделал вывод о том, что исполнение постановления N 100 является не правом, а обязанностью Товарищества. Поскольку в Тверской области предусмотрен порядок выплаты исполнителям коммунальной услуги субсидий на компенсацию суммы превышения платы граждан за коммунальные услуги, в 2011 году по сравнению с платой в 2010 году, права заявителя и неограниченного круга потребителей оспариваемым нормативным актом не нарушены.
Кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым приказом N 671-нп, опубликованным в установленном порядке, утвержден тариф на тепловую энергию без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В период утверждения Комиссией тарифов действовали положения Закона N 41-ФЗ, согласно статье 1 которого тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность).
Из положений статьи 2 Закона N 41-ФЗ следует, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 Закона N 41-ФЗ.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 6 Закона N 41-ФЗ регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятое им с превышением полномочий, установленных указанными нормативными правовыми актами, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения, а также исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения в 2010 году, составлял 730,77 руб./Гкал.
Приказом ФСТ от 07.10.2010 установлен предельный максимальный уровень тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год, который по Тверской области составил 111,7%.
При рассмотрении дела Комиссия ссылалась на то, что рост тарифа на 2011 год по сравнению с тарифом на 2010 год не превысил 110% (том 1; лист дела 106). Обоснование размера "среднего тарифа" (826,36 руб./Гкал) ответчик, несмотря на возражения Товарищества, не привел. Между тем, как видно из содержания оспариваемого приказа, им утверждены тарифы не только для населения, но и для других групп потребителей. При этом тариф на тепловую энергию утвержден в размере от 638,41 руб./Гкал до 973,41 руб./Гкал. В 2010 году тарифы составили от 638,41 руб./Гкал до 1080,47 руб./Гкал.
Доводу Комиссии и возражениям заявителя суд первой инстанции оценки не дал и не установил, какие тарифы должны приниматься во внимание при проверке их соответствия предельному уровню тарифов на тепловую энергию.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что рост тарифа на тепловую энергию для населения составил 124,39%.
Это обстоятельство само по себе является основанием к отмене нормативного акта в установленном порядке в силу статьи 6 Закона N 41-ФЗ.
Основанием заявления Товарищества являлось также утверждение регулирующим органом тарифа с превышением предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год.
Приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области. Для города Твери максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год составил 115%.
Кроме того, приказом Комиссии от 17.12.2010 N 991-нп (далее - приказ N 991-нп) утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления в городе Твери на 2011 год составил 113%.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных названной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей.
Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Суд не дал оценки доводу Товарищества о том, что плата граждан за коммунальные услуги в 2011 году превысила предельные индексы изменения размера этой платы. Более того, в ходе рассмотрения дела Комиссией не оспаривалось, что применение тарифа в размере 909 руб./Гкал влечет превышение максимального индекса роста платы граждан за услуги отопления в городе Твери, исчисленной с применением тарифа на 2010 год.
Суд сделал вывод о том, что права потребителей приказом N 671-нп не нарушены, поскольку постановлением N 100 утвержден порядок предоставления юридическим лицам в 2011 году субсидий из бюджета города Твери на компенсацию разницы между тарифами, установленными Комиссией для теплоснабжающих организаций, и размером платы граждан за предоставленные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с учетом предельных максимальных индексов размера платы граждан. Субсидия предоставляется организациям - исполнителям коммунальных услуг. Указанное постановление принято администрацией города Твери на основании соглашения о взаимодействии в целях ограничения роста коммунальных платежей граждан в 2011 году, заключенного с администрацией Тверской области.
Между тем этот порядок принят после утверждения тарифа, а следовательно, его положения не влияют на законность оспариваемого нормативного акта. Более того, судом не учтено, что на исполнителей коммунальных услуг фактически возлагаются дополнительные обязанности, не предусмотренные положениями пунктов 8 и 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), выражающиеся в следующем.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).
Суд первой инстанции установил, что Товарищество осуществляет расчеты с населением исходя из тарифа 909 руб./Гкал.
В случае, если при применении указанного тарифа превышаются предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги или предельные уровни тарифов на тепловую энергию, Товарищество, по мнению регулирующего органа, на основании примечания к приложению N 2 приказа N 671-нп должно выставлять счета населению по тарифу, исчисленному путем увеличения тарифа для населения на 2010 год на допустимый процент превышения платы (13%).
Таким образом, исполнитель коммунальной услуги в расчетах за поставленный ресурс использует два тарифа. При этом с ресурсоснабжающей организацией он производит расчеты по тарифу, отличному от тарифа для населения.
Это противоречит приведенным положениям пунктов 8 и 15 Правил N 307, а также Закону N 41-ФЗ, согласно которому исполнителям коммунальной услуги не предоставлено право применять в расчетах тариф, не утвержденный регулирующим органом. Фактически Комиссия возложила на исполнителей коммунальной услуги обязанность самостоятельно определять размер тарифа в рамках предельных уровней, что не соответствует определению понятия "тариф на тепловую энергию" как ценовой ставки для проведения расчетов, утверждаемой регулирующим органом.
Без установления соответствия утвержденного тарифа предельному максимальному уровню тарифа на тепловую энергию, а также предельному максимальному индексу изменения размера платы граждан за коммунальные услуги нельзя признать обоснованным вывод суда о том, что права граждан и Товарищества не нарушены.
Товарищество при рассмотрении дела ссылалось и на нарушение Комиссией пунктов 16 и 17 Правил N 109, поскольку экспертное заключение, представленное регулирующим органом в материалы дела, не имеет даты, не подписано лицами, его составившими, а также не содержит оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов (лист дела 45; том дела 1). Этот довод судом также не оценен, подлинное заключение не изучено.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что принятый судебный акт подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, оценить доводы Товарищества, изложенные в заявлении и письменных объяснениях; оценить доводы и возражения лиц, участвующих в деле; установить существенные для дела обстоятельства, после чего принять решение с соблюдением норм материального и процессуального права, в том числе распределить судебные расходы с учетом пункта 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2011 по делу N А66-8179/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.